Воцерковле́ние –
1) священный обряд, совершаемый над младенцем на 40‑й день по его рождении;
2) причисление новокрещенного к верным; присоединение его к Церкви;
3) в более широком смысле – приобщение верующего к Богу, к спасению, подразумевающее регулярное участие в Церковных Таинствах и богослужениях, усвоение православного вероучения, духовное совершенствование.
Быть членом Церкви Христовой - значит принадлежать к Вселенской Православной Церкви, её Поместной Православной Церкви, через членство в конкретной приходской общине или монастыре. Если спросить у военнослужащего, где он служит, то он назовёт конкретную воинскую часть, а не просто вооружённые силы. Аналогично и членство в Церкви не может быть виртуальным. Невозможно быть в полном значении слова православным христианином и не считать для себя обязательным участие в жизни Церкви через её общину.
Церковные каноны предписывают отлучать от церковного общения крещеных христиан, не участвующих в воскресном богослужении без серьёзных причин более 3-х седмиц (см. 80-е Пр. VI ВС). Те, кто пренебрегает храмами Божьими и церковными собраниями, подлежат анафеме («да будут под клятвою») (5-е правило Гангрского собора).
Воцерковление верующего как путь его восхождения по лествице духовных совершенств, путь благодатного единения с Богом и ближними, должно осуществляться на принципиально важных основаниях:
- признание Богодухновенности Священного Писания (2Тим.3:16) и принятие Священного Предания;
- признание того факта, что именно в Церкви осуществляется наше спасение;
- доверие и послушание Церкви, признание её учения;
- регулярное участие в Таинствах Покаяния и Евхаристии, понимание значимости такого участия;
- осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения.
Воцерковленный человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в Таинствах Покаяния и Евхаристии, совершение добрых дел, аскетические усилия и упражнения.
В более развернутом виде необходимые признаки воцерковленности можно представить следующим образом:
- принесение покаяния в соделанных грехах (в том числе отказ от суеверий, лжеучений; образа жизни, связанного с грехом, и т.д.) и исповедание их перед Богом в присутствии священника;
- осознанное принятие и исповедание Символа веры;
- исполнение Заповедей Божьих (десять заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т.д.);
- ведение духовной жизни, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах, приобщение к Слову Божию, раскрывающемуся в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, посильное участие в жизни приходской общины, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста.
Воцерковление – это процесс, совершаемый в соработничестве человека и Бога. Вместе с тем, было бы неправильным воспринимать воцерковленность, как достижение конечной цели христианина. Она является лишь необходимым базовым условием на пути духовного совершенствования.
Чин воцерковления
В богослужебных книгах воцерковлением называется особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через сорок дней после его рождения.
Исторически этот чин существовал для того, чтобы частично приобщить младенцев к Церкви еще до Крещения. Считается, что чин воцерковления появился после IV в., возможно, что около VI в. Возникновение этого чина связывают с распространением в Византии практики крестить детей в возрасте около 3-х лет (а не в раннем младенчестве), чтобы они могли участвовать в огласительных чинах. Совершение данного чина над взрослыми (включая введение лиц мужского пола в алтарь) не предусмотрено, хотя и вошло в практику в более поздний период. В XVIII-XIX вв. чин воцерковления был переосмыслен и стал восприниматься как заключительный акт Крещения.
Чин воцерковления, согласно указаниям Требника, принято совершать на 40-й день после рождения ребенка. Он предваряется чтением очистительных молитв над матерью ребенка, молитвы над ребенком и состоит из следующих действий: крестообразное возношение младенца перед дверями храма, в центре храма и перед царскими вратами. После чего, мальчика вносят в алтарь и обносят вокруг престола, девочку только подносят к иконам в иконостасе. Далее в Требнике предписывается положить младенца перед царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику или матери.
Цитаты о воцерковлении
«Уже не я живу, но живёт во мне Христос».
Гал.2:20
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Ин.13:35
«Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью».
иеромонах Нектарий (Морозов)
«[Следует] учить прихожан, чтобы мужчины и женщины, и их дети, часто приходили к духовным отцам на исповедь, особенно же в четыре святых поста, и не лишали себя принятия Пречистых Тайн, по рассуждении духовных отцов.
Если же кто проведет целый год без исповеди (за исключением путешествий и вынужденных обстоятельств) и наступит его смертный час, такого не [следует] погребать около церкви и не [следует] петь над таким последование усопших христиан, поскольку такой [человек], будучи жив, удалил самого себя от божественной церкви».
Деяния Большого Московского собора 1666–1667 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5. СПб., 1853. С. 463.
«Очнитесь, прошу вас, интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всём разберётся и растолкует вам Православие».
иеромонах Серафим (Роуз)
Литература по теме
- С чего начать?
- Пять огласительных бесед перед Крещением свящ. Даниил Сысоев
- Воцерковление для начинающих о. Александр Торик
- На пути к Богу иеромонах Нектарий Морозов
- Азы православия о. Константин Слепинин
- Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами
- Азбука православного христианина иером. Иоанн (Каплун)
- Закон Любви. Как жить по-православному иером. Серафим (Параманов)
- Воцерковление А.В. Петровский
- Восемь шагов новоначального христианина прот. Дионисий Свечников
- Несколько советов постигающим веру
- Что читать христианину?
- Духовная безопасность
- Основы духовной безопасности Кирилл Борисов, катехизатор
- Опасности на пути к живой вере иером. Серафим (Роуз)
- Прочее
- О проблемах нашего взаимоотношения с неверующими иер. К. Корепанов
- Насколько ты православный
Комментировать