Предание Священное

Литература по теме

Свяще́нное Преда́ние

1) (в узком значении) та часть апостольской проповеди, спасительного апостольского опыта, переданного Церкви, которые не зафиксированы в текстах канонических Книг Нового Завета;
2) (в более широком значении) вся апостольская проповедь, весь спасительный апостольский опыт вообще, переданные Церкви;
3) (в самом широком значении) совокупность всех спасительных знаний, всего спасительного опыта Церкви;
4) способ сохранения и распространения Божественного Откровения.

azsaints 268 – Предание Священное

«Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову» – говорится в Пространном христианском катехизисе. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует содержанию апостольской проповеди, и, следовательно, представляет собой богооткровенное учение, то оно называется также Апостольским.

Священное Предание – непрерывная цепь передач в лоне Церкви спасительного знания и опыта от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге. Механизм преемственного распространения Божественного Откровения засвидетельствован в Священном Писании, где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение (1Кор.11:23; Ин.17:8).

Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения. Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, войти в Церковь. Задача христианина – стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

Предание хранится в Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Оно древнее Писания и необходимо «для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» (Пространный христианский катехизис).

Апостолы Христовы передали божественные догматы письменно (Священное Писание) и устно (Священное Предание). «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим», – пишет апостол Павел (2Фес.2:15). Устный способ не уменьшает авторитета и обязательности учения, переданного так. «Нужно держаться и предания, ибо не все может быть заимствовано из Божественного Писания. По сему святые апостолы одно предали в писаниях, а другое в преданиях» (свт. Епифаний Кипрский. Об Апостоликах). Не все положения православной веры представлены в Библии в широко развернутом виде (например, учение о молитве за умерших или приснодевстве Богоматери, более того – сам состав книг Священного Писания утверждался на основе Предания), тем не менее, они очень важны, и получают свой авторитет и утверждение от Священного Предания, происходящего от Господа Иисуса Христа и апостолов. Последующие соборы только объясняли более пространно то, что передано от начала.

По словам епископа Иоанна (Соколова), «Священное Предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства Православной Кафолической Церкви. Его непрерывность, и неизменность делает то, что Православная Церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедание веры, те же правильные священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле» (Опыт курса церковного законоведения).

О смысле выражений «Апостольское Предание» и «Священное Предание»

Данные выражения могут рассматриваться в богословии по-разному. Так, под Апостольским Преданием может подразумеваться Предание, приобретенное Церковью непосредственно от апостолов. Это узкое значение рассматриваемого выражения. В этом случае оно не тождественно выражению «Священное Предание», понимаемому широко. С другой стороны, учитывая, что Священное Предание в широком смысле соответствует апостольскому учению и спасительному апостольскому опыту по духу, его также допустимо обозначать как Апостольское (в данном случае выражению «Апостольское Предание» придаётся более широкое значение).

Как определить является ли предание апостольским?

Истинно-апостольским признается то предание, которое не противоречит и согласуется со Священным Писанием и другими несомненными апостольскими преданиями, и, кроме того, восходит исторически к временам апостольским и существовало в церквях, основанных апостолами. Если не сохранилось древнейших источников, которые могли бы засвидетельствовать апостольское происхождение какого-либо предания, то достаточным основанием для признания считается свидетельство отцов и учителей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них считали некое предание апостольским; в особенности же то, чего держится вся Кафолическая Церковь.

Священное Предание и предания

От Священного Предания следует отличать предания человеческие (см. Мф.15:1-20; Мк.7:1-23). Тем более нельзя предпочитать последние первому.
Отвергающий всякое предание церковное, писаное или неписаное, а также «соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая», подлежит отлучению от Церкви (10-й анафематизм Недели Православия).

В каких источниках содержится Священное Предание?

Формами сохранения Священного Предания являются: Священное Писание, определения Вселенских и ряда Поместных Соборов, литургические тексты (молитвы, чинопоследования богослужений, гимнография и т.п.), принятые Церковью творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых, иконография, и т. п.
Однако, не всё то, что содержится в этих источниках, является самим Преданием. Так, труд по церковной истории или жития святых могут содержать наряду со свидетельствами Предания, сведения прямо не относящиеся к христианской вере.

Аспекты Предания

Священное Предание не сводится к некоторому передаваемому учению или к совокупности материальных памятников, в которых оно зафиксировано. Оно больше, чем просто передача информации, поскольку говорит нам о Боге, о богопознании. Поэтому Предание представляет собой непрерывную последовательность не только идей, но и опыта духовной жизни. Господь Иисус Христос не только передал апостолам Свое учение, не только показал им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять благодать Святого Духа (Деян.1:8). В силу этого, важным аспектом Предания является также невидимое и действенное сообщение благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.

Таким образом, в Предании различается три уровня передаваемого:

а) передача божественного учения и тех исторических памятников, в которых оно заключено;
б) передача опыта духовной жизни, сообщаемого личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
в) передача благодатного освящения, преимущественно через церковные таинства.

Цитаты о Священном Предании

«В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде... Многие племена варваров, верующих во Христа, имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание... Принявшие эту веру не письменно суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, тотчас бы, зажимая уши, убежали, как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков».
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей

«Что же делать, спросит кто-нибудь, людям – православным и сынам матери Церкви, если божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол и ученики его, из коих одни – лжеапостолы, другие – лжепророки и лжеучители, все же вообще – еретики? Как им отличать истину от лжи по отношению к святым Писаниям? Так, как мы в начале настоящей памятной записки написали – по преданию святых и ученых мужей. То есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать священное Писание по Преданиям всеобщей Церкви и по правилам (regula) вселенского догматического учения, в самой же Вселенской и Апостольской Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, погрешительное разномыслие одного или меньшинства против согласия всех или по крайней мере большинства православных, то погрешению части они должны предпочесть непогрешность всеобщности, а в самой всеобщности благоверие старины – непотребству новизны; наконец в самой же древности, безрассудству одного или меньшинства предпочитать во-первых общие, если есть они, решения всеобщего собора, а если их нет, то, во-вторых, следовать самому сподручному, – согласным между собой мыслям большинства великих учителей. Если наблюдем это, при помощи Божией, верно, благоразумно и тщательно; то без большого труда можем узнать заблуждения появляющихся еретиков».
прп. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

«От Предания, понимаемого в этом (узком – ред.) смысле, нужно различать еще Предание в общем или широком смысле, или свидетельство Вселенской Церкви… Свое внешнее выражение голос Вселенской Церкви об истинах веры имеет: 1) в древнейших символах веры; 2) в т. н. правилах апостольских и в деяниях и постановлениях соборов, как Вселенских, так и Поместных; 3) в древних литургиях; 4) в творениях всех древних отцов и учителей церкви; 5) в древнейших актах мученических, и, наконец, 6) во всей практике древней христианской церкви, касающейся священных времен (постов, праздников), мест (устройства храмов с их принадлежностями), священных действий и обрядов, и вообще в сохранившихся церковных чинопоследованиях. Само собою понятно, что не все то, что содержится в указанных источниках или памятниках, есть уже потому самому истинно апостольское учение или установление. Выражением голоса Вселенской Церкви служит лишь то, что, являясь согласным со Св. Писанием, удовлетворяет условиям повсюдности, непрерывности и всеобщности».
прот. Николай Малиновский

«Греческое слово παράδοσις, которое обыкновенно переводят как «предание», означает, как говорит наиболее значимый словарь греческого языка Liddell & Scott-Jones, а также «Patristic Greek Lexicon» Лампе, «that which is handed down or bequeathed, tradition, doctrine, teaching» – «то, что передано, традиция, доктрина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» – «учение… передаваемое как воспринятая из прошлого доктрина». Ничего общего с русским словом «предание» – «легенда, рассказ» это не имеет. Речь идет о традиции вероучения, а не о передаваемых из поколения в поколение историях, даже не о житиях святых или рассказах о чудесах. Основное значение слова «предание», его смысл как богословского термина, по мнению греческих Отцов, – догматические и этические доктрины, переданные от апостолов. Слово «предание» иногда применялось к лжеучениям еретиков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно используется специально как антоним еретическим учениям.
Поэтому анафема VII Вселенского Собора – Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвергает всякое предание церковное, писаное или неписаное, да будет анафема») – отлучает только тех, кто не верует церковному вероучению и учению о нравственности, которые в Церкви по определению неизменны, не растут и не уменьшаются со дня Пятидесятницы. Не следует считать, что предания (в смысле легенды, истории, рассказы о чудесах) так же непогрешимы и ограждены отлучением. Им ограждены только положения православного вероучения».
Петр Пашков, преподаватель ПСТГУ

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka