Вотяки
Вотяки – представляют из себя одну из отраслей финского племени, в доисторические времена обитавшего на севере Азии и Европы, и на юге нынешней Европейской России. Русскому населению они известны были под именем: ари, аряне, арское племя, отяки. Название В. им усвояется в документах и в разговорном языке с конца XVIII века. В настоящее время вотяков насчитывается до 380,000 ч. Главная масса их живёт в губернии Вятской (свыше 340 т.) Вполне достоверные, хотя и весьма скудные известия о В. начинаются со второй половины XV века, именно с момента подчинения их власти Московского великого князя (1489 г.). В 1489 году с покорением Вятки Москвою, В., жившие в Вятской области, должны были дать присягу на подданство Московскому государю, впрочем, и после сего татары не совсем утратили свою власть над В.: в грамотах начала XVI в. упоминаются татары, как арские князья; татарские мурзы брали с В. пошлину, ведали и судили их, т. е., другими словами, были их полноправными помещиками.
Христианство между В. стало распространяться в сравнительно недавнее время и довольно слабо. Правда, ещё в XVI веке 17 вотских семейств Сырьянской волости били челом царю Иоанну Грозному, заявляя о своём желании креститься; но осуществили ли они своё желание и убедили ли ещё кого-нибудь из своих единомышленников последовать их примеру, неизвестно. Затем, в течение всего XVI и XVII веков мы не видим случаев обращения В. в христианство, хотя за это время и были издаваемы распоряжения, предоставлявшие новокрещённым различные льготы и привилегии. Лишь в XVIII веке началось более систематическое обращение В. в христианство: к тому времени около вотских окраин появились русские поселения и монастыри, в Вятке была учреждена самостоятельная епископская кафедра (1656 г.). Первые дошедшие до нас случаи обращения В. в христианство относятся к началу XVIII века; они имели место в деревнях, расположенных недалеко от русских селений и монастырей. Эти случаи дали повод четвёртому вятскому епископу Алексию (Титову) обратиться в 1720 г. в Петербург за разрешением приводить В. в веру христианскую. Св. Синод в 1721 г. препроводил к вятскому епископу подробную инструкцию касательно обращения В. в христианство; в этой инструкции подробно обрисован характер миссионерства среди В., способы воздействия на новокрещённых, ещё младенчествующих в вере, предлагалось устраивать школы для обучения детей новокрещённых В. Из донесения Алексия в синод видно, что с февраля 1723 года на Вятке было окрещено уже 57 В. После того, при епископе Алексии до отъезда его из Вятки (в 1733 г.) было окрещено ещё до 14 человек. Алексий хлопотал о предоставлении новокрещённым льгот в платеже податей согласно закону 1 сент. 1720 года. Из последующих вятских епископов для обращения В. в христианство много сделал епископ Вениамин Сахновский (1739 – 1741 гг.). Тотчас по приезде на Вятку он обратил серьёзное внимание на миссионерское дело, и к времени получения из Петербурга миссион. указа от 11 сент. 1740 года обратил в христианство 168 В. (103 м. и 65 ж.). В июне 1741 г. он лично заложил в 150 верстах от Вятки первую новокрещенскую церковь в дер. Елове, определив туда священником человека, знавшего вотский язык (Ф. Ившина). Этот священник энергично занялся крещением В. и в течение 1741 – 1746 гг. окрестил до 2,098 чел. Крестили В. и другие священники близлежащих русских сел, а также Верхочепецкого Воздвиженского монастыря; так, напр., свящ. с. Бельского Вас. Агафонов в течение одного только 1746 г. окрестил около 3,000 чел.
Приезжали для проповеди среди вятских В. и члены Казанской новокрещенской конторы, образованной по закону 11 сент. 1740 года, архимандрит Сильвестр (впоследствии митрополит Сибирский), иеромонах Вениамин Григорович (впоследствии митрополит Казанский). Среди южных В. проповедь велась главным образом членами новокрещенской конторы. Новокрещённым давалась награда деньгами, обувью и одеждой и предоставлялись льготы в платеже податей и в отбывании натуральных (рекрутской и драгунской) повинностей. За новокрещённых подати платили и рекрутов ставили некрещённые. Это обстоятельство в связи с принудительными мерами, употреблявшимися некоторыми чинами светских канцелярий, в значительной мере способствовало увеличению количества крещённых В. К 1760 годам среди новокрещённых В. было образовано уже 24 прихода: 13 на юге и 11 на севере. С закрытием новокрещенской конторы в 1764 г. дело обращения инородцев в христианство было возложено на особых проповедников и на приходское духовенство. В. теперь крестились в меньшем количестве; тем не менее, к концу XVIII века при 5 ревизии 98 % вотского населения в вятской губернии оказалось крещённым.
Для обучения новокрещенских детей грамоте в половине XVIII в. были устроены 4 школы: в Казани, Свияжске, Царевококшайске и с. Елабуге; вскоре они были заменены одной школой (Захарие-Елисаветинской в г. Казани). Вотские дети, впрочем, учились в школе сравнительно мало: за 24 года (1750–1774) среди школьников насчитывалось всего 29 мальчиков вотского племени. В XIX веке с открытием библейского комитета (1818 г.), приступили к переводу евангелия на вотский язык; в 1830 году указом Св. Синода были учреждены 4 должности миссионеров для В. вятской епархии; на эти должности тогда же были назначены священники: с. Бельского – Иосиф Стефанов, с. Уканского – Иоанн Анисимов, Нылгижикьи – Алексей Виноградов и с. Чутыря – Феодор Двинянинов. С учреждением миссионерства усилились заботы приходского духовенства об обучении грамоте детей вотского племени. В 1838 г. в 19 пунктах у духовенства обучалось уже до 193 вотских мальчиков. В 1831 году в документах вятской конс. встречается случай ходатайства одного вотского мальчика о приёме его в духовное училище, а затем и в семинарию. В 1849 г. были отпечатаны и разосланы по церквам вотских приходов вотские переводы евангелия от Матвея и Марка (500 экз. на глазовском наречии и 700 экз. на сарапульском) и начатков христианского учения (по 1,200 экз. на том и другом наречии). 28 мая 1870 г. учреждён вятский комитет православного миссионерского общества с целью обращения в христианство инородцев-язычников (черемис, В., бесерм.) и магометан вятской епархии, и утверждения в вере новообращённых. Комитет содержит на свои средства, между прочим, епархиального миссионера специально для В., устраивает и содержит начальные школы, так называемые миссионерские, в которых учатся и вотские дети наравне с другими инородческими детями (в 1900 г. в миссион. школах вятской епархии обучалось из вотского племени 424 м. и 62 д.). На средства того же комитета в 1900 г. в Сарапульском духовном училище обучались 2 В. Подобные же школы устраиваются среди В. и в других епархиях Пермской, Самарской, Уфимской и Казанской. Кроме того, вотское население в значительной мере пользуется начальными школами других типов – церковно-приходскими и грамоты, министерскими и земскими. Для приготовления учителей в вотские школы из среди самих же В. ещё попечением незабвенного в истории инородческого просвещения Н. И. Ильминского была устроена школа в с. Карлыган, Уржумского уезда, Вятской губернии. Казанское братство св. Гурия содержит в ней свыше 20 стипендиатов. С тою же целью – приготовления в учителя школ грамоты В. обучаются во второклассных школах, открытых почти в каждом уезде (по 1 на уезд).
Благодаря принятым просветительным мерам, а также влиянию русского населения, религиозно-нравственный и умственный уровень вотского населения за последнее время значительно улучшился – но в различных местностях далеко не в одинаковой мере: в Вятской губернии в местах сожительства В. и русских наблюдаются примеры почти полной ассимиляции первых с последними. В общей же массе В. ещё довольно сильны остатки язычества, смешавшиеся с христианскими воззрениями и понятиями. В Уфимской губернии В., по преимуществу, язычники и подобно другим инородцам этой губернии находятся под сильным влиянием окружающих их магометан и склонны к тайному и даже явному отпадению в магометанство. В Пермской губернии среди В. имеет успех пропаганда ислама; В. были склонны к устройству мечети в с. Большом Гондыре. В. Казанской губернии также находятся под сильным влиянием магометанства. В Самарской губернии большая часть В. язычников.
В языческой религии В. главными божествами являются Иншар (творец неба, источник всего доброго), Му-Кылчин (промыслитель земли) и Луд (бог строгий). Затем фантазия В. населяет природу духами, по своей природе подобными человеку, но превосходящими его силою и могуществом, каковы: Ву-Мурт (водяной), Нюлэс-Мурт (лесной), Луд-Мурт (полевик), Корка-Мурт (домовой), Гид-Мурт (домовой конюшни) и т. д., а также духами злыми, причиняющими человеку одни беды и несчастия (Кутысь, Чер и Вожо). В. почитают также предков – покойников, постоянно обращаясь к ним с молитвою и приношениями. Материалом для жертвоприношения служат домашние животные и птицы, пищевые продукты домашнего приготовления (крупа, кашица, щи, печение из теста, пиво, брага и т. п.), клоки шерсти животных, перья, хвосты и крылья птиц, куски ситца, нитки, деньги. Что касается человеческих жертвоприношений, вопрос о которых возбуждён был в печати по поводу мунтонского дела, то утверждать существование их в настоящее время нет никаких данных: распространяющиеся иногда среди населения слухи о таковых жертвоприношениях, обыкновенно, при тщательной проверке оказываются ложными, неизвестно откуда исходящими. Местом жертвоприношения служат: поле, лес, луга, берег речки, ключи, шалаши, находящиеся во дворе каждого В. и особые в каждой деревне, – роща; жертвы приносятся особыми жрецами (постоянными или временными, избираемыми на каждое моление). Вотские жертвоприношения разделяются на частные (от частного лица или отдельной семьи) и общественные. Последние разделяются на очередные, совершаемые в определённые праздники, и экстренные, совершаемые по случаю общественных бедствий – засухи, голода, болезней. Вотские языческие праздники находятся в связи с главным занятием В. земледелием. Весьма большое влияние среди В. имеют ворожцы, гадатели, знахари и лекари. Ворожцы определяют обыкновенно, какую жертву и где нужно принести.
Школьное просвещение, которое все более и более распространяется среди вотского племени, без сомнения, в весьма значительной мере будет способствовать поднятию общей массы В. из того низкого состояния, в котором они находятся ещё в настоящее время.
Литература. Игумен Платон (Любарский), Любопытное известие о Вятской епархии и бывших в ней архиереях, 1772 г. («Любопытный Месяцеслов»,1780г.). А. Вештомов, История Вятчан со времени поселения их при р. Вятке до открытия наместничества («Казан. Вестник», 1825 г. и «Вят. Губ. Ведом.», 1840 г.). Прот. И. Фармаковский, Материалы для истории Вятской епархии («В. Е. В.», 1863 г.). Свящ. Малов, О новокрещенских школах («Прав. Обозр.», 1868 г.). Д. Островский, Вотяки казанской губернии («Труды Казанск. Общ. Естествоиспыт.», 1874 г.). Васильев и Бехтерев, История вятского края, Вятка, 1870 г. Бехтерев, Вотяки, их история и современное состояние («Вестн. Евр.», 1880 г.). Кошурников, Быт вотяков Сарапульского уезда, Вятской губернии, Казань, 1880 г. Проф. И Н. Смирнов, Вотяки. Историко-этнографич. очерк, Казань, 1890 г. Луппов Π. Н., Народное образование среди вотяков до 1840 годов, Вятка, 1898 г. Блинов Η. Н., Языческий культ вотяков, Вятка, 1898 г. Курбановский свящ., Просвещение христианством вотяков Мунтонского прихода, Малмыжского у., Вятка, 1900 г. Луппов П. Н., Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века, 2 издание, Вятка, 1901 г.
П. Н. Луппов