Качества и обязанности восприемников
Качества и обязанности восприемников. В. должны быть, прежде всего, православными и знать, по крайней мере, главнейшие истины христианской веры и нравственности, и сущность таинства, а равно, сущность обетов, которые произносятся ими при крещении и которые они обязаны передать и разъяснить крещаемому, когда он придёт в возраст, за чем обязаны наблюдать священники («Прав. Испов.», ч. I, вопр. 103; о «Должн. пресв. прих.», § 80). Вот почему В. не могут быть: а) малолетние (мужчина моложе 15, а женщина – моложе 13 л. (указ Св. Синода 23 мая 1836 и 27 августа 1837 г.), б) совершенные невежды в вере; в) явные грешники и лица, павшие в нравственном отношении (Требн. Петра Могилы – о В.); г) раскольники (указ Св. Синода 17 мая 1722 г.) и не только у православных, но и у раскольников и д) иноверцы – потому, что «символ веры имеют испорченный и, если будут отрока поставлять, то, конечно, в свою веру отведут» (кн. о должн. пресвит. приходск., § 80, стр. 132)34.
В Прибалтийском крае, где допущение лютеран к В. у православных было обычным явлением, священникам рекомендовано (указ 17 декабря 1884 г.) наблюдать, чтобы иноверцы были допускаемы только при крещении младенцев женского пола и при наличности православной восприемницы; и иноверные восприемницы – только при крещении младенца мужеского пола и при наличности православного В.; а, вместе с тем, соответствующими пастырскими наставлениями содействовать постепенному искоренению обычая приглашать иноверных В. В свою очередь, и православному, по Номоканону Требника, не следует быть В. у иноверных, исключая, конечно, те случаи, когда дети иноверцев обращаются в православную веру. Воспрещается быть В. и монашествующим – с тем, чтобы не вовлекать его через это в мирские заботы (Ном. при Б. Тр., пр. 84; указ Св. Синода 17 окт. 1744 г.), хотя в древности этого запрещения у нас в церкви русской не существовало, почему, по отзыву наших литургиков-практиков (Хойнацкий, Булгаков), некоторые епископы, архимандриты и игумены не отказываются быть В. у людей достойных. По принятому в нашей церкви обычаю, В. бывают два лица – мужчина и женщина; но в древности мужчин воспринимал мужчина-диакон, а женщин – диаконисса (Апост. пост. 3, 16), почему при крещении младенца мужеского пола необходим один В., а при крещении девочки – одна восприемница, хотя и присутствие двух В. – мужчины и женщины – не противно каноническим правилам (так, из 53 пр. VI всел. соб. видно, что при крещении младенца женского пола мог быть, кроме восприемницы, и В. См. Филарета, «Собр. мнений и отзывов», т. IV, стр. 406). Но не допускаются к восприятию одного младенца двое мужчин, или две женщины (указ 18 июня 1834 г.). В крайнем случае, при невозможности, например, приискать В. православного исповедания, крещение может быть совершено, по примеру диакона Филиппа (Деян.8:38) и апост. Павла (Флм.1:10) и без В., которого могут заменить или кто-либо из священно-церковно-служителей, или из их жён, сообразно с полом крещаемого; но родителям воспрещается воспринимать собственных своих детей (VI всел. соб., прав. 53). Но, если в В. приглашено несколько лиц, то к обрядовым действиям при крещении допускается только одна пара, она только записывается в метрики и на неё только распространяется родство, от крещения происходящее (указ св. син. 18 июня 1834 г.). Некоторые указывают, ссылаясь на 200 правило Номоканона, что священник не может быть В. крещаемого им; но правило это гласит: «в купель да не дерзнет восприемник прострети руку свою крестити отроча: законопреступно бо есть сие; точно да приимет и от руку священническу», и, очевидно, воспрещает В.–мирянину вступаться в священнодействие, как не имеющему на это право, но отнюдь не священнику. Так как по чиноследованию крещения В. должны присутствовать при крещении лично, давать положенные ответы за крещаемого, читать за него символ веры, ходить с крещаемыми кругом купели и через то торжественно поручиться пред Богом и церковью в том, что воспринятые ими будут, при их содействии, истинными христианами, то заочное восприемничество не имеет никакого законного основания и не должно бы допускаться. До недавнего времени офицеры, врачи и гражданские чиновники, служащее в тех полках, где Государь Император состоит шефом, могли просить о восприятии от купели именем Его Величества новорождённых у них детей, причём матерям этих новорождённых жаловались из Кабинета Его Величества особые подарки, вместо которых можно было брать деньги. Но в 1880 г. по военному ведомству сделано распоряжение, чтобы на будущее время ходатайства о восприятии от купели именем Его Величества допускались лишь в исключительных случаях, только относительно служащих лично известных Его Величеству и притом не повторялись при рождении каждого из детей («Современность» 1880 г., № 106). О том, что должен священник спросить у В. и сказать ему см. «Поучение святительское к новопоставленному иерею», наставл. 3.
О В. и восприемничестве см. Павлов, Номоканон при Б. Требнике, изд. 1897 г., стр. 215–217; Книга о должностях пресвитер. приходских, § 80; Никольский, Пособие к изучению устава, 1900 г, стр. 663, примеч.; Нечаев, Практическое руководство для священнослужителей, 1900 г., стр. 176; проф. Бердников – в разборе рецензии пр. Лашкарева на книгу проф. Павлова; профессор Павлов в «Чт. Общ. Люб. дух. просв.», 1891 г., май-июнь; проф. Бердников, О восприемничестве при св. крещении, Казань, 1898 г.; проф. Павлов – назв. журнал. Март и апрель 1893 г.; ответ пр. Бердникова в «Прав. Соб.» за тот же год. «О родстве от св. крещения» см. под словом «родство».
Н. Марков
* * *
В примечании к этому § сказано, что, если по причинам политическим В. будет иноверец, то символ он должен читать все-таки православный.