Источник

Гродненская епархия

I. Исторический очерк. Гродненская епархия открыта в 1900 г. До этого времени она входила в состав Литовской, епархии, которая, обнимая три губернии: Виленскую, Ковенскую и Гродненскую, занимала пространство свыше 106,000 квадрат. верст и заключала в себе населения до 5.000,000 душ разных исповеданий. Гродненская губерния по своему вероисповедному составу значительно отличалась от остальной части Литовской епархии: в то время, как в губерниях Виленской и Ковенской православное население составляло меньшинство (427,000 православных на 3.000,000 всего населения), в Гродненской оно являлось преобладающим: 865,000 на 1.600,000 всего населения. Кроме того, Гродненская губерния и по пространству, и по населению, и по числу православных церквей, монастырей, церковных школ и учащихся, представляла собою весьма приличный состав для самостоятельной епархии. Некоторую долю самостоятельности Гродненская губерния имела в отношении церковного управления в том, что для нее был определен особый викарий, который жил в Гродно. Но, так как викарий был стеснен в правах епархиального управления, то пребывание его в Гродно имело значение, скорее, только для самого города, но не для всего района губернии, который должен был обращаться по всем важнейшим делам в центр управления епархией – в г. Вильну. Это было и слишком продолжительно, и вообще неудобно. Между тем, православное население края, поставленное среди разноисповедного населения, требовало особенного внимания к своим духовным нуждам. Ввиду этого, вопрос о выделении Гродненской губернии в самостоятельную епархию возник задолго до учреждения этой епархии. Одно из таких предположений было высказано еще в отчете Гродненского губернатора за 1882 г. и удостоилось высочайшего одобрения; но не было осуществлено в то время только по недостатку средств в государственном казначействе. С улучшением нашего финансового положения при министре С. Ю. Витте, главное препятствие к учреждению новой епархии было устранено. Определение Св. Синода об учреждении Г. епархии состоялось в июне 1899 г., по принятому порядку оно было внесено на рассмотрение в государственный совет и 28 декабря 1899 г. мнение государственного совета, согласное с определением Синода, было высочайше утверждено. Открытие епархии состоялось 23 января 1900 г. В этот день бывший викарий, преосвященный Иоаким, совершил в кафедральном соборе, при многочисленном стечении молящихся, литургию, после литургии прочитаны были высочайшие повеления об учреждении Г. епархии и о бытии Гродненским и Брестским епископом преосвященному Иоакиму, затем был прочитан адрес от духовенства новой епархии, депутация от Холмско-Варшавской епархии поднесла новой епархии Холмскую икону Божией Матери и послание архиепископа Холмско-Варшавского Иеронима, председатель Гродненского братства д. с. с. Стояновский поднес адрес и Евангелие, затем следовала речь преосвящ. Иоакима, пропета была песнь «Тебе, Бога, хвалим», затем начался молебен и был совершен среди расставленных шпалерами войск крестный ход из собора к Александро-Невской церкви, было совершено на площади молебствие с провозглашением положенных многолетий и вечной памяти митрополиту Иосифу Семашке, приведшему край к воссоединению с православием из унии («Гродн. Е. В.» 1901 г., № 6). 26 января открыта была духовная консистория, и новая епархия вошла в обычную колею епархиальной жизни. Учреждение епархии встречено было не без некоторого противодействия со стороны влиятельного Виленского духовенства; отзвуком этого является полемика между «литовцами» и «гродненцами» в Гродненских Губернских и в Литовских Епархиальных Ведомостях. Преосвященный Иоаким, первый епископ Гродненский и Брестский, сын причетника Киевской епархии, в мире именовался Иоанн Иоакимович Левицкий, родился в 1853 г., высшее образование получил в Киевской дух. академии, по окончании курса которой в 1879 г. назначен был преподавателем в Рижскую семинарию, 24 июня 1880 г. рукоположен во священника к Рижскому кафедральному собору с оставлением преподавателем, 28 июня 1893 г. принял монашество и затем был ректором Рижской семинарии, в сане архимандрита, 14 января 1896 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Каменец-Подольской епархии, 1897 г. назначен епископом Брестским, 11 января 1900 г. – Гродненским. В бытность ректором в Риге, преосв. Иоаким состоял редактором «Рижских Епарх. Вед.» и поместил на их страницах несколько статей по историко-статистическому описанию епархии (1 и 3 вып. Описания) и церковной истории Прибалтийского края и несколько поучений («Рижск. Е. В.» 1893 г., № 14 и 1896 г., № 4).

Из древностей в епархии особенно известна Коложская церковь в г. Гродно, на берегу Немана; основание ее относят к XII в.; в XV и ХVI вв. при ней был монастырь; во времена унии ею владели униаты; во время шведской войны обрушился ее древний потолок; в 1853 г. южная стена церкви, вследствие подмыва берега, рухнула в Неман; стены церкви сохранили множество голосников. От начала ХV в. сохранились церкви Маломожейковская и Сынковичская, представляющие собой памятники цветущего состояния православия на Литве. Из местных святынь наиболее почитаются: Жировицкая икона Божией Матери, явленная у источника в 1470 г. и в 1730 г. во времена унии коронованная по обычаю западной церкви (см. очерк прот. Н. Диковского, «Коронование Жиров. иконы» в «Гродн. Е. В.» 1901 г.), Супрасльская икона Божией Матери, украшенная ризой в 1557 г., Коложская икона Божией Матери, писанная, по-видимому, в XVII. в. – в Гродненском Борисоглебском монастыре, мощи преподобномученика Афанасия (Филипповича), игумена Брестского, – в Брестском соборе.

II. Статистический обзор. – Пространство, занимаемое епархией, равняется 34.000 кв. верст. Границы епархии совпадают с границами Гродненской губернии. Уездов 9: Брестский, Белостокский, Бельский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Пружанский, Слонимский, Сокольский. Православного населения в 1901 г. числилось 896.914 душ, родившихся было 45.213, умерших 28.140, браков совершено 8.012, разводов 11, присоединилось из римско-католиков 84, реформатов 6, раскольников 3, евреев 9, магометан 1. Церквей в епархии 654, в том числе: соборных 7, монастырских 6, приходских 332 (в том числе 22 двуклирных, остальные одноклирные), при казенных заведениях 3 (одна без причта), домовых 2, кладбищенских 129, приписных 116, часовен 59; каменных сооружений 210, остальные – деревянные. Монастырей 4, в том числе 3 мужских и 1 женский. Духовенства белого: протоиереев 18, священников 347, диаконов 30, псаломщиков 370; по штатам полагается 8, 363, 11 и 395; заштатных священников 23 и псаломщиков 12. Монашествующих: в мужских монастырях – 30, по штату положено 48, послушников 29; в женском – 11, по штату положено 16, послушниц 42. Приходских попечительств 334. Братства имеются «при всех церквах». Библиотек при церквах 183, при благочиннических округах 26.

Церковных школ в епархии 1296, в том числе: учительских и второклассных 9, двухклассных 6, одноклассных 455 и грамоты 841; учащихся до 38,000, в том числе до 5,000 римско-католиков. Богадельня 1, на 7 лиц. Имеется епархиальный катихизатор для евреев. Римско-католиков в пределах епархии до 422,000; раскольников и сектантов нет. Приходские священники получают жалованья по 400 р., псаломщики по 123 р.

III. Епархиальное управление. – Духовная консистория состоит из 4-х членов и секретаря. Благочинных над приходским духовенством 27, над монастырями 2. При каждом благочинном имеется благочиннический совет в составе 3-х лиц: благочинного-председателя, помощника благочинного и выборного члена. Советы разбирают и иногда разрешают пререкания между членами причта о разделе доходов и некоторые пререкания между причтами и прихожанами, надзирают за причтовыми постройками. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания имеет 4-х членов и делопроизводителя-казначея.

IV. Духовно-учебные заведения. – Пока в епархии только одно духовное училище – Жировицкое; в нем 186 воспитанников, в том числе 33 иносословных (за 1900–1 гг.). Училище это образовано из униатского, после воссоединения униатов в 1839 г.

V. Просветительные, благотворительные и взаимновспомогательные епархиальные учреждения. – Гродненское софийское братство в последнее время направило свою деятельность преимущественно на церковно-школьное дело; в ведении братства в 1901 г. было 4 церковно-приходских школы, 1 школа грамоты и 1 воскресная школа, открытая в 1892 г. («Гродн. Еп. Вед.» 1902 г., №№ 33 и 34), причем братство принимает на себя расходы по содержанию дома. Общественная благотворительность братства вверена особому дамскому кружку, который раздает от братства пособия бедным, ежемесячные и единовременные, деньгами и вещами. В 1901 г. выдано пособий на сумму свыше 800 рублей. Дамский кружок осенью 1900 г. открыл для бедных даровые квартиры. Квартиры поместились в наемном доме, в здоровой части города, богатой садами, на акцизной площади; освящены 7 января 1901 г.; на первое время принято 43 человека («Гродн. Е. В.» 1901; т., №. 3)

Слонимское Преображенское братство, основанное в 1560 г. и, по прекращении своего существования в тяжелые времена унии, восстановленное в 1866 г., имеет библиотеку и церковно-приходскую школу, для которой соорудило каменный дом.

Брестское Святониколаевское братство, основанное в 1591 г. и восстановленное в 1867 имеет целью служение нуждам и пользам православной церкви, содействие к украшению храмов, распространение в народе просвещения и поддержку принявших православие; в последнее время братство озабочено возобновлением братской церкви, сгоревшей в 1895 г. Братство имеет женскую церковно-приходскую школу. Кроме того, при всех церквах епархии существуют приходские братства; братства эти имеют нравственное значение для братчиков, но внешние проявления их деятельности мало заметны. Братские деньги, собираемые по 20–50 коп. с души, почти исключительно употребляются на изготовление свечей из желтого воска, с которыми братчики стоят в церкви во время богослужения в храмовые и великие праздники и на заказных заупокойных богослужениях об усопших членах братства.

Приходские попечительства проявляют свою деятельность большею частью только в случаях экстраординарных, при постройке или ремонте церквей, причтовых помещений, школ и т. п., когда попечительствами, обыкновенно, жертвуются большие или меньшие суммы. В 1901 г. попечительствами пожертвовано до 22,000 р., – почти исключительно на поддержание и украшение церквей.

В архиве консистории хранятся метрические книги с 1787 г., исповедные и клировые ведомости, описи церквей и монастырей с 1840 г., дела с 1881 г. Все это передано из архива литовской духовной консистории.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания учреждено 17 февраля 1900 г. Основным фондом для него послужили суммы, выделенные из литовского епархиального попечительства, до 57,000 р. («Гродн. Е. В.» 1901 г., № 20). В 1900 г. в ведении попечительства было 190 лиц, получающих пособия; в 1901 г. поступлений было до 7,000 р., расход около 6,000 р. Капитал к 1902 г. возрос до 58,000 р.

В епархии действует и вспомогательная касса духовенства, но пока она не выделена еще из литовской и обслуживает обе епархии, имея в составе своего управления одного члена из духовенства Гродненской епархии.

Епархиальный свечной завод основан по мысли преосвященного Иоакима. Закладка зданий состоялась 12 мая 1901 г. Завод устроен на земле Борисоглебского монастыря близ Коложской церкви над Неманом («Гродн. Е. В.» 1901 г., № 20). Открыл свой действия завод с конца 1901 г.

VI. Монастыри. – 1) Супрасльский Благовещенский первоклассный мужской монастырь, в 16 в. от г. Белостока, основан в конце XV в. великим маршалом литовским Александром Ивановичем Ходкевичем для защиты православия от католицизма. Известен в истории своею типографией (XVII в.) и бумажною фабрикой. Во времена унии подпал унии, воссоединен в 1839 г. Монастырская церковь, заложенная в 1509 г., сохранила остатки фресковой живописи. В монастыре имеется местночтимая Супрасльская икона Божией Матери, присланная в монастырь великой княгиней Еленой Ивановной Литовской, и крест с частицей животворящего древа, сооруженный в 1510 г. При монастыре состоит: с 1865 г. народное училище с 105 учащимися мальчиками, приют на 8 мальчиков, странноприимный дом и церковное братство. Истории и описанию монастыря посвящено обширное сочинение архимандрита Николая, «Супрасльский Благовещенский монастырь», Спб. 1892 г., со многими иллюстрациями. 2) Гродненский Борисоглебский Коложанский второклассный мужской монастырь в г. Гродне, в зданиях бывшего бернардинского монастыря, помещается 1854 г., а до сего был за городом, где ныне Коложская церковь. Существовал монастырь уже в XV ст., впоследствии был разорен, затем его захватили базилиане, а в 1839 г. монастырь воссоединился с православием. При монастыре существует приют для мальчиков. 3) Жировицкий Успенский второклассный мужской монастырь, при м. Жировицах, в 10 в. от г. Слонима, основан не позднее половины XVI в. при церкви, построенной по случаю явления на этом месте в 1470 г. Жировицкой чудотворной иконы Божией Матери. В XVII в. монастырь был уже в руках унии и в таком состоянии приобрел выдающееся значение среди униатских монастырей. После воссоединения 1839 г. Жировицкий монастырь некоторое время оставался центром управления новой Литовской епархии и кафедрою Литовского архиепископа, пока с 1845 г. епархиальное управление не было перенесено в Вильну. При монастыре существует церковно-приходская школа с 27 учащимися. 4) Красностокский второклассный женский монастырь расположен в северной части Сокольского уезда, близ границы Сувалкской губернии. Монастырь существует с сентября 1901 г., когда в Красносток, в здания упраздненного в 1866 г. доминиканского монастыря, был переведен Гродненский женский Рождествобогородичный монастырь (существовавший с 1843 г. после воссоединения бывшего базилианского монастыря), расположенный в Гродне в худшей, еврейской части города, крайне неудобно («Гродн. Е.В.» 1901 г., № 37). В обители имеется Красностокский чудотворный образ Божией Матери, в виде складня, по преданию принадлежавший когда-то, в XVI в., князю Урусову, бывшему с Московским войском в походе на Литву («Гродн. Е. В.» 1901 г., № 21). При монастыре существует второклассная церковно-приходская женская школа, образцовая школа, странноприимный дом, братство во имя Пресвятой Богородицы и амбулаторная лечебница. Кроме того, монастырь дает приют нескольким сиротам-детям и оказывает материальную помощь окрестному бедному населенно. При монастыре заведены религиозно-нравственные чтения.

Литература. «Белоруссия и Литва», изд. Батюшкова. – «Гродн. Е. Вед.» – Еп. Иосиф, «Гродненский православно-церковный календарь, или православие в Брестско- Гродненской земле в конце XIX в.», изд. 2-е, тт. 1 и 2, Воронеж, 1899 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle