Источник

Владимир – Митрополит Московский и Коломенский

Владимир – Митрополит Московский и Коломенский. Высокопреосв. митрополит Владимир, в мире Василий Никифорович Богоявленский, – сын священника с. Малой Моршки, Моршанского у., Тамбовской губ., родился в 1847 г., среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, где и кончил курс в 1874 г. со степенью кандидата богословия. По окончании курса в академии, в том же году вернулся на родину, в Тамбов, в духовную семинарию преподавателем гомилетики, литургики и пастырского богословия; через год перешёл на кафедру св. писания; вместе с тем, преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии – сначала в епархиальном женском училище, а потом в женской гимназии. На шестом году службы получил орден. Станислава 3 степени. Прослужив около 7 лет преподавателем, переменил эту службу на служение церкви в священном сане, 31 января 1882 г. был рукоположен во священника и определён к Покровской соборной г. Козлова церкви, а потом перешёл настоятелем в приходскую того же города церковь; в 1883 г. назначен благочинным местных городских церквей, в 1882 г. получил первую награду – набедренник, в 1883 г. – скуфью. Но не долго подвизался он здесь в безвестности, среди тихой и мирной жизни ревностно трудясь на пользу церкви и небольшой паствы своей. Промысл Божий, направляющий стопы человека, скоро положил предел его скромному служению и указал ему иное, высшее поприще. Едва успел он укрепиться в своём служебном и семейном положении, как злая чахотка унесла в могилу жену, а затем и единственного ребёнка. В этом ударе о. Василий увидел для себя указание голоса Божия, и 8 февр. 1886 г. постригся в иночество в Тамбовском Казанском монастыре с именем Владимира и, так. обр., отрешившись от мира, всецело посвятил себя на служение церкви, отдав все свои силы и ревность этому высокому делу. На следующий день по пострижении, был возведён в сан архимандрита, после чего вернулся снова в Козлов – настоятелем Троицкого монастыря, но уже в октябре 1886 г. получил новое и более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антониева монастыря. Но и здесь архим. В. пришлось быть недолго. В 1888 г. 13 июля высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором он был хиротонисан в Петербурге, в Александро-Невской лавре, во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с местопребыванием в Новгороде. Этот, ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого владыки; епископство в этом городе послужило для преосв. В. прекрасной школой и подготовкой для самостоятельной деятельности в самом недалёком будущем. В безусловной скромности, в простоте и прямоте владыка нёс бремя возложенного на него служения. Здесь он проявил в высшей степени оживлённую и энергичную архипастырскую деятельность, а вместе, и особенное уменье, такт в обращении со всеми, соединённые с любвеобильною отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. – В особенности преосв. В. заботился о развитии дела церковного учительства, ещё будучи приходским священником, он придавал большое значение церковной проповеди, причём особенно обращал внимание на внебогослужебные беседы, в которых усматривал верное средство для духовно-нравственного просвещения прихожан и доброго воздействия на их жизнь. И тогда уже показал себя выдающимся церковным проповедником. С постепенным же расширением поля его деятельности и проповеднические дарования её более и более развивались, приобретая ему все большее число слушателей: став епископом, в Новгороде он уже явился не только примером и образцом красноречия проповеднического, но и умеющим привлечь и воодушевить к святому делу проповедничества местное духовенство. Выступая на амвоне со словом проповеди, он оживлялся до неузнаваемости: его тихий голос, простая, безыскусственная форма речи не давали ничего любителю слога и громких фраз, но каждая проповедь являлась согретою огнём такой глубокой сердечной искренности, так была назидательна, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна. Благолепие, которым стало отличаться при нем архиерейское служение, ещё более усиливало впечатление и привлекало к владыке сердца, так что, когда настало время расстаться с Новгородом, новгородцы проводили своего епископа со славою и искренним, глубоким сожалением. – Этому святому делу – проповеди – высокопреосв. В. остался верен навсегда, всюду привлекая к себе сердца пасомых своим живым словом, всегда устным. Памятником в этом отношении будут служить его «Беседы на семь слов Спасителя со креста» (Изд. С. Г. Рункевича, СПБ. 1899), Эти беседы, «продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, переданные в живой, одушевлённой речи образным картинным языком, приобретают большую действенность». «Читая их страницу за страницей, невольно подчиняешься их обаятельной силе и сам проникаешься настроением проповедника» (Из «Спб. Дух. Вести.», 1896, № 9.)

19 янв. 1891 г. последовало назначение преосв. Владимира в Самару на самостоятельную кафедру. Хотя время пребывания в Самаре было непродолжительно, по оно было ознаменовано необычайными архипастырскими трудами, отмеченными печатью трогательной любви к пасомым и заслужившими владыке общую любовь. Много забот и стараний положил владыка на содействие распространению просвещения среди своих пасомых в духе православного учёта: устроил в Самаре Алексиевское религиозно-просветительное братство, открыл в думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания, привлекавшие многочисленных слушателей и из простой, и из интеллигентной публики, обратил внимание на развитие и правильную постановку катехизических поучений, устраивал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии и т. д. Естественно, что о духовно-учебных заведениях столь вообще ревностный о просвещении паствы архипастырь заботился с особенной любовью; в частности особенное внимание обратил он на церковно-приходские школы, относясь с отзывчивостью ко всяким их нуждам, духовным и материальным; одной из главных задач Алексьевского братства было поставлено, между прочим, – развитие, поддержание и улучшение церковно-школьного дела. Особенно владыка заботился о распространении церковных школ женских, зная, какую роль играет женщина в русской семье. Много внимания владыка уделял и благолепию церковного богослужения. Любитель истового церк. богослужения и боголепия, истового церк. пения и чтения, он сам лично служил весьма часто, в самых отдалённых, смиренных храмах, так что не было в городе храма, где бы он не служил в храмовые праздники, и всюду особыми предписаниями через благочинных вводил пение благообразное, без уклонений от положенных церковных напевов. Во время бездождий установив крестные ходы и благодарственные молебствия при урожаях, владыка сам всегда спешил принять в них, а равно, и в других общественных молебствиях участие. Много труда положил на церковное строительство, сам деятельно изыскивая средства на это дело: за время его пребывания в Самаре выстроено до 10 церквей. Духовенство с его нуждами и материальным положением также служило предметом попечительных забот архипастыря: он обратил внимание на развитие местной эмеритуры, располагал духовенство различными способами к развитию взаимопомощи, заботился об учащихся детях бедных священнослужителей, а также о престарелых и неспособных к труду лицах из духовенства.

Но с особенною силою энергичная и самоотверж. деятельность преосв. Владимира проявилась в дни народных бедствий. Когда настал голод, он с необыкн. энергиею взялся за посильное устранение или, по крайней мере, облегчение тяжести этого бедствия: учреждённый им, под личным его заведованием и председательством, Самарский епарх. комитет для сбора и раздачи пожертвований пострадавшим, работавший совместно с губернским, особенно выделялся среди других епарх. таких же комитетов; устроены были также комитеты и по уездным городам, сделано предписание о различных сборах деньгами и продуктами, об отчислении % из свободных наличных церковных сумм, где только это возможно, были составлены списки особенно нуждающихся лиц духовного званья, а равно, и др. сословий для оказания им нужной помощи, при всех монастырях и более состоятельных церквах устроены столовые и чайные, в школах учащимся отпускалась бесплатно пища и т. д. И все эти предприятия и меры вызывались энергичным владыкой, который прибегал для достиженья цели и к печатным воззваньям, и устным беседам и поучениям, и умело воодушевлял подчинённых ему пастырей к посильной деятельности. – С неустрашимостью и самоотверженностью выступил архипастырь вскоре на борьбу и с другим народным бедствием; когда пришла холера, и смерть стала безжалостно уносить горожан целыми толпами в могилу, он безбоязненно шёл туда, куда уходила его паства: на холерном кладбище торжественно и соборне служил панихиды о преставившихся, а на видных местах и площадях города устраивал молебствия об избавленья от беды. Словом утешения, ободрения и вразумления старался он поддержать свою паству, убеждал не падать духом и не отчаиваться; распространял через духовенство правильные понятия об эпидемии, облегчал больным пользование врачебной помощью и т. д. Одним словом, в эти тяжёлые времена он был крепкою нравственною опорою для самарцев, стоя на высоте своего звания. Эти отношения между архипастырем и паствою вызвали при отъезде его из Самары, когда он, будучи назначен высочайшим указом 18 окт. 1892 г. экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, отправлялся на место своего нового служения, такие сцены проявления горячей любви, преданности, благожелания, совсем беспримерные, – когда народ просто не хотел расстаться с своим владыкой и проводил с ним последние дни и ночи, заполняя церкви, улицы, площади.

На новом месте служенья в.-преосв. В. ожидали новые, более усиленные труды. Этот край, заселённый разными племенами, различно верующими, нуждается в таком архипастыре, который бы умел насаждать и укреплять здесь русское правосл. влияние. И высокопреосв. Владимир поставил себе первою задачею содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе правосл. русской церкви. Первым делом его было ввести внебогослужебные собеседования с народом, необходимые для православия на Кавказе более, чем где-либо ещё, и введение проповедей за богослужением, всячески поощряя к этому местное духовенство, владыка не прекращал поучений и сам, произнося их в церквах Тифлиса, а равно, и во время своих поездок по епархии. Эти объезды, при всей их трудности и утомительности по местным условиям, были многочисленны. Сектанты, раскольники и пр. – все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом достигнуть сближения неправославных элементов края с православием: раскольники, сектанты, армяне, католики, лютеране и пр. охотно стали отдавать своих детей в ц.-приходские школы и посещать религиозные собеседования. Особенное значение во всем этом деле имели упомянутые частые поездки по экзархату, когда владыка имел возможность лично влиять на пастырей, воодушевляя их к более плодотворной деятельности и внедряя в них сознание долга и необходимости служить на пользу церкви и отечества, а равно, и на пасомых. При этих объездах посещались даже самые уединённые, заброшенные храмы, пастырям давались руководственные указания и советы, материальные и духовные нужды как церквей, так и паствы принимались близко к сердцу, и все просьбы о помощи по мере сил исполнялись. Если церковно-приходские школы и вообще, духовно-учебные заведения пользовались особой внимательностью архипастыря в местах его прежнего служения, то тем с большей заботливостью относился он к ним в этом крае; красноречивым памятником этого отношения служат более 300 школ, открытых им, причём его же трудами и стараниями изыскивались и средства на этот предмет, а также устроенная им духовная семинария в Кутаиси. По его же инициативе «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» при каждой из церквей общества устроило небольшие библиотеки из книг религиозно-нравственного содержанья на русском и грузинском языках. Озабоченный, чтобы при церквах были приходские школы, выхлопотал увеличение сумм, отпускавшихся на школы, и снабжал их книгами, а церкви – утварью. Много внимания уделил и церковно-строительному делу: всего построено и возобновлено им более 100 храмов, из коих возобновлены многие старинные, как например, Мцхетский собор, Сямейский монастырь и др., а в годину бедствия, когда край посетила эпидемия, показал пример энергичной самоотверженной деятельности на пользу ближнего. Достойно пройдя таким путём своё служенье кавказскому краю, высокопр. Владимир завещали и будущим пастырям ту же ревность в служении церкви в крае. «Пастыри церкви, говорил он, прощаясь с воспитанниками Тифлисской дух. семин. 13 марта 1898 г., первее всего обязаны учить свою паству и учить не одним словом или проповедью, но ещё более делом, добрым житием, личным примером; одни сухие поученья мало назидают и мало привлекают к добру. Возвещайте же слово Божье денно и нощно, учите в церкви и вне церкви, в школе и вне школы, благовременно и безвременно. Другой способ учительства пастырского – это совершение богослужения и отправление разных треб. Наше богослужение, со всеми священными обрядами, само по себе в высшей степени назидательно, даже более назидательно, чем проповедь. Совершайте же службы Божьи истово, неспешно, благоговейно и разумно, памятуя, что «проклят всяк, творяй дело Господне с нераденьем». А теперь вам открывается и новое широкое поприще для учительства в ц.-прих. школах и школах грамоты. Народ любит эту школу и доверяет ей. Так идите же, други, и в эту школу охотно; несите в народ свет истинного просвещения: это благородное дело вполне прилично вашему званию. Наша епархия слишком широка. Жатвы в ней очень много, а делателей мало» («Дух. Вестн. Груз. Экзарх.», 1898 г., № 6).

27 марта 1898 г. высокопр. Владимира – митрополита Московского и Коломенского – встречала уже новая его паства, в лице её представителей духовных и светских, 28 марта со­стоялось торжественное вступление его на Московскую святительскую кафедру, а 18 мая владыка посетил святыню русской земли – Сергиевскую Лавру, где был встречен представителями города с хлебом-солью, лаврским духовенством – с крестным ходом, а также и представителями местных духовно-учебных заведений – духовной академии и семинарии. Высочайшее назначение высокопреосвященнейшего В. митрополитом Московским и Коломенским последовало 21 февраля 1898 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle