Владимир (Петров)
Владимир (Петров), архиепископ. – Сын простого казака, служившего потом в станице Федосеевской области войска донского причетником, а впоследствии перешедшего к сыну на Алтай и бывшего священником при Улалинской женской общине; родился в 1828 г.; образование получил в Зотовском (Новочеркасском) уездном училище, Воронежской семинарии и Киевской духовной академии. На четвёртом курсе в академии принял монашество (19 марта 1853 г.), а по окончании курса, в октябре того же года, был рукоположен во иеромонаха и затем назначен преподавателем философских предметов в Орловскую духовную семинарии. Здесь он, вместе с тем, исполнял обязанности помощника инспектора и библиотекаря, а ранее был «главным редактором, издателем и даже корректором по составлению историко-статистического описания Орловской епархии»; при последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: карачевский, брянский, дмитровский, кромский, севский. В 1857 г. определён на должность инспектора в Иркутскую семинарию, а через год перемещён на такую же должность в новооткрывавшуюся Томскую семинарию. И в Иркутске, и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархии. В сентябре 1861 г. назначен инспектором Петербургской духовной академии, с возведением в сан архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по догматическому богословию. В это время он принял самое живое участие в учреждены в Петербурге миссионерского общества для содействия миссиям Алтайской и Забайкальской. Общество было открыто 21 ноября 1865 г., а накануне этого дня архимандрит В. был назначен начальником Алтайской духовной миссии и строителем Благовещенского монастыря в Алтайских горах, учреждённого в 1864 г. В 1868–1870 гг. он был по делам миссии в Петербурге и Москве и принимал самое живое участие в преобразовании миссионерского общества о перенесении управления его в Москву. Кузнецкий и Бийский округа, где приходилось действовать миссии, занимали пространство верст 1,000 в длину и от 300 до 700 в ширину; населения здесь было всего до 40,000, из них две трети кочевников. «Здесь, на Алтае», писал о. В., «с трудом пробираясь верхом на коне, ища заблудших овец стада Божия, миссионер в течение целых суток, и то не всегда, может встретить едва несколько душ, с своими одиночными юртами запрятавшихся то в глубине лесной, то на удалённом от проезжей тропы на горном скате. В других миссиях селения инородцев бывают окружены или смешаны с русским христианским оседлым населением, чем значительно облегчаются действия миссионеров по обращению язычников в христианство и попечению о новообращённых. В Алтайской же миссии только окраины её граничат с русским населением, но и оно, большей частью, раскольничье; а церкви приходские в большом отдалении, – так что исключительно на миссионере лежит попечение не только об обращении язычников, но и об исполнении обязанностей приходского священника для новокрещённых». В почти пустынной местности, среди дикой природы, при полном бездорожье, архимандрит В. верхом на коне объезжал инородческие кочевья и нёс язычникам проповедь о Христе. За 18 лет служения миссии о. Владимир «открыл более 10 начальных школ с субсидией» от правительства, причём число учащихся в этих школах упятерилось по сравнению с прежним, и в 1867 г. основал центральное миссионерское училище в главном стане миссии – селении Улале, с обучением икопописанио, переплётному мастерству и сельскому хозяйству; переводил и всячески содействовал переводам на Алтайский язык церковных и религиозно-нравственных книг (с 1874 г., по его ходатайству, учреждена особая переводческая комиссия, в которой он, как начальник миссии, назначен цензором, разрешено открыть свою типографию); содействовал построению 28 церквей и молитвенных домов в различных пунктах миссии, устроению при женском миссионерском монастыре свечного завода, открытию в с. Улале приходского попечительства, заведению в женском монастыре иконописания, улучшению положения Алтайских миссионеров; устрояя быт новокрещённых и переводя их от кочевого образа жизни к оседлому, он основал 19 новокрещенских селений, исходатайствовал облегчение для использованя положенной законом льготы по освобождению новокрещённых от податей на три года; исходатайствовал воспрещение селиться в миссионерских станах раскольникам и сектантам (1879 г.); привёл в благоустройство только что до него основанные монастыри; открыл в Улале детский приют, устроил миссионерскую больницу и аптеку, открыл три новых отделения миссии – катандинское, чолышманское и мрасское; начал дело об открыли особой киргизской миссии (открыта в 1886 г.), построил более 30 зданий для учреждений миссии. Конечно, все эти внешние успехи Алтайской миссии стояли в прямой зависимости от пробудившегося в то время стремления к христианскому просвещении инородцев, но бесспорная заслуга архимандрита В. в этом деле заключается в том, что он явился умелым, достойным и самоотверженным осуществителем возложенной на него высшим духовным правительством и современным ему обществом задачи. При нем обращено в христианство 6.679 душ, причём им лично крещено 408 душ. Каковы бы ни были эти цифры, во всяком случае, заслуги архимандрита В., как миссионера, не в них, а в том, что миссионерство было глубоко внутренним, истинным. Очевидец, бывший на Алтае по следам архимандрита В., пишет: «на всякого путешественника, да и вообще свежего человека, заехавшего на Алтай, миссионерские школы производят умилительное впечатление. Спросите ли вы молитву, – ученик или ученица чинно встанет с места, благоговейно обратится лицом к иконе, положит крестное знамение и прочитает молитву с чувством, действительно молясь; попросите ли прочитать из Евангелия, вам прочтут с благоговейным одушевлением, как действительное слово Божие. Церковное пение также процветает в миссионерских школах». «Для проповеди евангельской язычникам, утверждения в вере и доброй нравственности новокрещённых, обозрения станов миссии и освящения церквей» о. В. не щадил себя: мёрз, тонул, голодал, нередко питаясь при своих поездках одними кореньями и травами. 16 марта 1880 г. архимандрит В. в Томске был хиротонисан (двумя архиереями – Томским и Курским, ехавших из Тобольска) в епископа Бийского, викария Томской епархии, с оставлением по прежнему начальником Алтайской миссии. После этого он переселился из Улалы, где дотоле жил, в г. Бийск. 6 августа 1883 г. преосвященный В. назначен епископом Томским, через три года – Ставропольским, ещё через три года – Нижегородским и, наконец, в 1892 г. – архиепископом Казанским. В Казани преосвященный и скончался 2 сентября 1897 г. в 4 1/2 ч. утра. В Томске управление преосвященного В. ознаменовано учреждением братства св. Димитрия Ростовского в г. Бийске, открытием епархиального женского училища в Томске, достройкою кафедрального собора, заложенного ещё в 1845 г., открытием епархиального комитета по выделке церковных свечей и открытием воскресных чтений для простого народа в зале Томского архиерейского дома. В Ставрополе преосвященный, как опытный миссионер, дал правильную организацию миссиям противораскольнической и противосектантской: по его предложению, епархиальный съезд открыл две вакансии миссионеров – по одной для раскольников и для сектантов, – с обеспечением вполне приличным содержанием, а в помощь миссионерам учредил две вакансии окружных миссионеров; Ставропольское Андреевское братство и благочиннические библиотеки обзавелись книгами противораскольнического и противосектантского содержания; для борьбы с язычеством был организован миссионерский стан среди калмыков, а для новокрещённых построены храм, школа, избы для оседлого жития. Преосвященным был открыт епархиальный свечной завод, устроен храм в память 900-летия крещения Руси в древнерусском стиле, открыта богадельня для лиц духовного звания в память чуда милости Божией 17 октября 1888 г., приступлено к постройке новых зданий для архиерейского дома и консистории. С Пасхи 1888 г. преосвященный на свои средства открыл в колокольне кафедрального собора даровые обеды для бедных, вскоре это дело вызвало сочувствие и поддержку и в результате возникло Святовладимирское братство в Ставрополе для благотворения неимущим. В Нижнем преосвященный В. памятен своею исключительною заботою о семинарии. Он часто и совсем неожиданно являлся в семинарию, задушевно беседовал с будущими пастырями и служителями церкви, летом приглашал семинаристов к себе на пасеку, которой посвящал сам свои досуги. Как и в прежней епархии, преосвященный и здесь много заботился о церковно-приходских школах и о призрении духовных, – для заштатных священно-церковно-служителей он учредил особую кассу. В Казани академия с её миссионерским отделением, миссионерские курсы при академии, инородческая семинария, крещено-татарская школа, классы инородческих языков в семинарии, переводческая комиссия, братство св. Гурия с миссионерскими целями, – все это создало превосходные условия для деятельности нового Казанского архиепископа. К прискорбию, владыка прибыл в Казань уже с значительно надорванным здоровьем: его мучила сахарная болезнь. Однако он с великою славою ездил но инородческим селениям, продолжал заботы о призрении духовных, учредил Ольгинский приют при епархиальном женском училище, много жертвовал на бедных, на Алтайскую миссию, на нужды Киевской академии, сербской церкви. В литературе владыка оставил немногое: кроме историко-статистического описания Орловской епархии (в котором принимал участие), он напечатал: в «Христ. Чтении» – «Улалинская женская община новокрещённых на Алтае» (1863 г.) и «Миссионерская поездка туруханского игумена Мисаила в 1788 – 1789 гг.» (1864 г.); в «Духовной Беседе» – Речь при открытии миссионерского общества (1865 г., № 50); в «Домашней Беседе» – «Записки Алтайского миссионера за 1866 – 1867 гг.» (1868 г.), «Поездка на Чулышман» (1868 г.), «Объяснительная записка, представленная миссионерскому обществу» (1868 г. и затем в отчёте мисс. общества за 1867 г.), «Прощальное письмо В. И. Аскоченскому» (1870 г.); в «Сборнике сведений о православных миссиях и деятельности православного общества» (кн. 2-я, М. 1872 г.) – «Записки начальника Алтайской миссии, архимандрита Владимира, о действиях его в 1870 г.»; в «Православном Благовестнике» – «Письмо старого инока-миссионера к молодому иноку-миссионеру» (1893 г., № 6); в «Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев» (Спб. 1869) – «Записка об образовании инородцев»; в «Томских Еп. Вед.» – речь при посвящении во епископа (1880 г.) и две старые речи (1896 г.); кроме того, в разных журналах печатались отчёты Алтайской духовной миссии за 1870 – 1882 гг., составленные владыкой, а более он почти ничего не оставил печатного. Печатать проповедей не любил, но был замечательный проповедник-импровизатор. Биографические сведения о нем – в брошюре: «Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский», Казань, 1898 (из «Правосл. Собеседника» 1897 г.), – с портретом; в книге П. Ястребова, «Миссионер, высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский», исследование по истории развития миссионерства в России, Казань, 1895 и 1898 гг. (из «Правосл. Собес.» 1896 г.); в брошюре А. З., «Памяти в Бозе почившего архиепископа Казанского и Свияжского Владимира», М. 1897 г. (из «Душепол. Чтения» 1897 г.), – П. Знаменский, «История Казанской Дух. академии».
С. Рункевич