Деньги
Деньги в Библии.
I. В Ветхом Завете. Д., в смысле чеканной монеты, у евреев не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась через обмен самих предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение, своего рода, меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и т. д. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу (см. Весы). Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и определялось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше.
Сикль (или сребренник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт.20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли; и на геры, которых было 20 в сикле (Исх.30:13). Из крупных денежных единиц в Исх.37:24 упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следовательно, и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил» часть поля за сто «монет»» кесита – Быт.33:19 и др.). Что, собственно, разумеется под этим названием – неизвестно; но, судя по тому, что у LXX греч. толковников и в Вульгате слово сто переведено словом «ягненок»» (άμνῶν – agnis), можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.
Библейскую денежную систему можно выразить, так. обр., в соответствующей весу таблице, из которой видно будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но, чтобы определить ценность того или другого веса металла и, прежде всего, серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль. В нем значится 4 золотника 21 доля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то, след., 1 гера серебра будет равняться 3,91 коп. (15,86:4,05=3,91). Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп., и тогда вся денежная система выразится в следующей таблице:
1 гера | 4 коп. | ||||
10 | 1 бека | 40 коп. | |||
20 | 2 | 1 сикль | 80 коп. | ||
1200 | 120 | 60 | 1 мина | 48 руб. | |
60 000 | 6 000 | 3 000 | 50 | 1 талант | 2 400 руб. |
Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательному исследованию оказывается, что в древности в зап. Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 16). Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таблицу золотой монеты:
1 сикль | 12,50 руб. | ||
100 | 1 мина | 1250 руб. | |
10 000 | 100 | 1 талант | 125 000 руб. |
После Вавилонского плена среди иудеев вошли в употребление персидские червонцы, так называемые дарики с изображением на лицевой стороне царя с копьем в правой руке и луком в левой, и на обороте – неправильного четырехугольника. Эти дарики или, по-еврейски, даркмоны, стали впоследствии известны под названием драхм (1Ездр.2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 р. 25 к.
При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р. Хр. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1Макк.15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейских сиклей значится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте – женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (плененная Иудея).
II. В Новом Завете. В новозаветное время в Палестине почти исключительно ходили уже монеты греческие и римские. В книгах Нового Завета упоминаются: один род монеты иудейской, но пять родов монеты греческой и четыре рода монеты римской.
Ходячей иудейской монетой был сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю (около 80 коп.) и считался национальною монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За эти «тридцать сребренников» Иуда предал Христа (Матф.26:15, 27:3–6, 9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима. В Талмуде упоминается еще особая монета зуз (множ. зузим), равная 6-й части динария, т. е. приблизительно 4–5 копейкам.
Греческие монеты были пяти родов: 1) драхма (Лк.15:8–9) серебряная монета, равная римскому динарию: она составляла 6,000-ю часть аттического таланта, 100-ю часть мины и разделялась на 6 оволов. В век Перикла она весила около 1 золотника 5 долей и равнялась 25 копейкам, хотя после Александра Великого ценность ее несколько понизилась. Драхма, как основная денежная единица, являлась в удвоенной цене, как 2) дидрахма (Мф.17:23), каковая монета приравнивалась к полусиклю, так что вместо последнего принималась в уплату храмовой подати, хотя она по ценности стояла несколько выше его. 3) Четыре драхмы составляли статир (Мф.17:26), называвшийся также тетрадрахмой. Он приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. На лицевой стороне его изображалась Минерва, а на обороте – ночная сова, символ этой богини. Такой статир найден был ап. Петром в пойманной им рыбе и отдан им в уплату храмовой подати за И. Христа и за себя, 4) Сто драхм или 25 статиров составляли мину, которая таким образом равнялась приблизительно 25 рублям. 5) Высшей денежной единицей был талант золотой или серебряный (Мф.18:24. 25 и сл.). Вес и ценность его сильно разнообразились в различные периоды. Золотой талант был равен десяти серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6,000 драхм, т. е. приблизительно 1,500 рублей. Коринфский талант равнялся 100 минам (2,500 рублей). Последний более подходил к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, который равнялся приблизительно 2,400 рублей.
Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были четырех видов: 1) Динарий, по-латыни denarius, был серебряной монетой, называвшейся так вследствие того, что она первоначально составляла десять асов, но позднее стала равняться шестнадцати. О динарии часто упоминается в евангелиях как очевидно наиболее употребительной монете (Мф.18:28; 20:2, 9, 10, 13; 22:19; Мк.6:37; 12:15; 14:5; Лк.7:41; 10:35; 20:24; Ин.6:7; 12:5; Откр.6:6). По своему весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или 1/4 сикля; но во время земной жизни Спасителя он имел значительно меньшую ценность, и равнялся приблизительно 20 копейкам. На лицевой стороне его изображался царствующий император (Мф.22:19–21). Динарий составлял ежедневную плату римского воина, как драхма – ежедневную плату афинских воинов. Он же составлял обычную поденную плату рабочнм (Мф.20:2 и сл.). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф.22:19). 2) Динарии разделялись на десять, а затем на шестнадцать ассариев или сокращенно – асов (Мф.10:29; Лк.2:6). Это была медная монета, равная приблизительно двум копейкам. 3) Четвертую часть ассария составлял кодрант, по-латыни quadrans (Мф.5:26; Мк.12:42), и он равнялся 1/2 копейки, т. е. денежке. На лицевой стороне обеих этих монет изображался император, а на обороте остов корабля с надписями. 4) Половину кодранта составляла минута (minutum) или лепта (Лк.12:59; 21:2; Мк.12:42), самая мелкая медная монета, равная полушке. Две такие-то монетки и положила в сокровищницу храма бедная вдова, удостоившаяся особенной похвалы от Христа.