Источник

Илиополь

Илиополь, или Баалбек, расположен на равнине у подошвы Анти-Ливанского хребта, верстах в 70 к северо-западу от Дамаска, и на 3800 футов над уровнем моря. Он известен в истории под греческим названием Илиополя, «города солнца»; но ранним его названием был именно Баалбек. Довольно любопытно, что и в Египте был Илиополь, который назывался, также, Он. Отсюда, вероятно предположение, что эти два места имели общее происхождение. В доказательство этого приводят изречение автора книги De Dea Syria, что в великом храме илиопольском боготворился древний идол, который привезен был из Египта, а также и свидетельство Макробия в его Saturnalia, что статуя Юпитера Илиопольского прибыла из Египта. Впоследствии город был превращен в римскую колонию под названием Colonia Augusta Felix Heliopolitana, после чего Баалбек получил первоклассное значение. До того времени он находился в безвестности. Его нельзя с удовлетворительностью отождествить ни с какою библейскою местностью. О нем упоминается у И. Флавия (Antiq. XIV, 3, 2), у Плиния (Nat. Hist. V, 22) и Птоломея; монеты этого города были находимы почти с именами всех императоров от Нервы до Галлиена. Великолепные развалины, еще и теперь останавливающие на себе внимание путешественника и возбуждающие его удивление, служат доказательством щедрости императоров II и III веков. По монетам можно отчасти восстановить два храма, как они некогда стояли. Великий храм, одно из чудес древнего мира, по-видимому, предназначенный в качестве пантеона и построенный, вероятно, Антонином Пием (в 150 г. по Р. Хр.), теперь почти совершенно разрушился. Стоят только шесть колонн. Он был построен на месте другого храма; в западной стене его платформы находятся три знаменитых глыбы камня, положенные рядом и высящиеся на 20 футов от земли, причем одна имеет 64 фута, другая 63 фута 8 дюймов и третья 63 фута, все они имеют 13 футов вышины. В соседней каменоломне находится один высеченный камень, но еще не отделенный от скалы, который имеет 71 фут длины, 14 фут. высоты и 13 ширины и весит, вероятно, около 1500 тонн. Присутствие трех упомянутых камней дало храму название Трилитон или «Трехкаменного храма». Несколько севернее от великого храма находится храм Солнца, который сохранился замечательно хорошо. Колонны имеют по 5 футов высоты, включая Коринфский капитолий, и в окружности каждая имеет 19 футов. В храм вела изящная резная дверь. Так как центральный камень архитрава с 1659 г. вывалился, то впоследствии сделалось необходимым подпереть его, что, конечно, испортило вид. В западном конце (cella) воздвигнуто капище, где во время христианского периода стоял алтарь. Далее к востоку стоит небольшой, но весьма красивый кругообразный храм, состоящий из полукруглой cella, окруженной восемью коринфскими колоннами. Первоначально это была греческая часовня, теперь находится в разрушении.

В первые века христианства Баалбек был одним из самых цветущих средоточий языческого идолопоклонства; христианские писатели рисуют мрачные картины безнравственности этого места. В 297 г. там был замучен Геласин. История его замечательна. Он был комический актер, и однажды, во время публичного издевательства над христианскими обрядами, в шутку был крещен. Но, когда он вышел из купели, то торжественно воскликнул: «Я христианин, потому что видел в купели страшное и величественное зрелище, и ради Христа я готов умереть». Народ от ярости побил его камнями, и власти, с целью избавить его от дальнейшего страдания, обезглавили его. Император Константин, по свидетельству Созомена, издал рескрипт против распущенных обрядов жителей этого города, и основал в нем базилику; но, по восшествии на престол Юлиана, языческое население подняло жестокое гонение на христиан, и город этот сделался столь знаменитым своей враждой к христианству, что христиане были изгоняемы туда из Александрии в качестве особого наказания. Феодосий Великий превратил «храм Балания, Трилитона» в христианскую церковь. Позже есть упоминание о епископах Илиополя. Город был взят Абром Умеидом при его походе из Дамаска в Гумс. С того времени он подвергся упадку. Он часто менял своих властелинов, и война оставила на нем свои неизгладимые следы. В настоящее время – это ничтожный городок, представляющий разительную противоположность величественному городу прошлого. Землетрясения так же много содействовали разрушению великолепных храмов, сооружение которых стоило громадных расходов.

Развалины Илиополя-Баалбека часто были описываемы, но лучшее описание принадлежит Wood and Dawkins – Ruins of Baalbec, London 1757; см. также Robinson, Later Biblical Researches, Boston 1852, pp. 505–527.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle