Источник

Илия – пророк

Илия (с евр. «Бог – моя сила») – пророк. По своему происхождению из города Фисвы он называется фесвитянин; был ревностнейшим поборником религии Иеговы и грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, порешила водворить сладострастный культ Ваалу и Астарте. Истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе учрежден был штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, долженствовавших вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности – в 3 и 4 книгах Царств (3Цар.17–20 гл. и 4Цар.1–3 гл.). Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк, босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках, явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигнет трехлетний голод. Но Ахав не раскаивался; началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил, устроенного с целью убеждения в сравнительном могуществе Иеговы и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были избиты торжествовавшим пророком. Но этим он еще более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию. Но пророк удалился в пустыню. Побывав у горы Хорива, Илия опять возвратился в царство израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, избрал себе ученика и преемника в лице Елисея (см.), окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккоронскому идолу Веельзевулу. Илия затем живым взят был на небо, оставив залог своих духовных сил Елисею в виде сброшенной ему уже с огненной колесницы милоти (верхней одежды). У иудеев сложилось убеждение, что он должен был вновь явиться на землю пред пришествием Мессии, и потому старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия. Во время преображения Иисуса Христа Илия являлся, вместе с Моисеем, одним из свидетелей Его божества. Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3–12). Предания об Илие сохраняются и у магометан, и ему воздается высокая похвала в Коране. Православная церковь чтит память его 20 июля и среди русского народа св. Илия пользуется особенным уважением.

Подробнее см. у Krummbacher’а, Stanley, а а также в новейшей монографии Мilligan «Eljah, his life and times».


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle