Владимир (Мусатов), иеромонах
Владимир (Мусатов), иеромонах – Был 21 год священником Георгиевской церкви в г. Ливнах, Орловской епархии, затем, лишившись жены и дочери – невесты, принял монашество и был духовником Киево-Печерской лавры. Оставил по себе память среди благочестивых читателей следующими назидательными книгами: «Сто вопросов келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных», М. 1855; «Наставление духовным детям о разных душеспасительных предметах», Киев, 1855; «Сборник свидетельств о необходимости церковного поминовения усопших», Киев, 1852 (на славянск. языке, с портретом автора); «Благоговейные чувства души, стремящейся к Богу, или духовные псалмы, собранные в назидание христианам от разных богоугодной жизни старцев, затворников и пустынножителей», изд. 4-е, Киев, 1873 (со многими рисунками). Происхождение последней книги сам автор объясняет так. Оставшись в молодости сиротою и не имея никого из родных, он, частью поневоле, в свободное от учения время предпринимал паломничество по монастырям. При посещении в этих монастырях подвижников, как старца Леонида в Оптиной Пустыни, схимонаха Агапита в Задонском монастыре, затворника Георгия, иеромонахов Антония и Илария и многих других отцов праведной жизни, он «многократно слышал их, поющих духовные псалмы, при восторженных чувствах душ их, стремящихся к Богу», пленялся этим старческим пением, иногда записывал со слов то, что пелось, иногда выпрашивал себе списки или позволение списать текст, а потом, будучи уже иеромонахом, и решил издать накопившийся у него душеспасительный материал, как «духовную пищу для утомлённого трудами духа и сладкое питие для души благодушествующей» (Зак.5:13), и как способ для согревания скованного духовным хладом сердца, и для облегчения сердечной туги и томления духа. Происхождение третьей книги автор объясняет запросами его бывших ливенских духовных детей при отсутствии в литературе общедоступных сочинений по этому предмету и собственным углублением в вопросы о смерти и загробной жизни после кончин жены и дочери: книга является трудом, который вёлся исподволь много лет. Вторая книга посвящена вопросам теоретического характера (об уповании на Бога, о самолюбии, самоотвержении, о любви к Богу, к ближнему и ко врагам, о победе над собою, о богопознании и т. п.), а первая – практического характера (как вести себя в рассеянном обществе, как избавиться от помыслов сладострастия в присутствии женщин и т. п.).
С. Рункевич