Источник

Владимир (в мире Иосиф Ив. Благоразумов), епископ Михайловский

Владимир (в мире Иосиф Ив. Благоразумов), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, магистр богословия. Сын диакона Пенз. епархии, по окончании среднего образования в Пензенской семинарии в 1866 году, Иосиф Иванович определён был на место священника в уездный город Городище, Пенз. губ., в котором однако оставался недолго. Потеря жены заставила молодого пастыря искать высшего богословского образования. В 1878 г. он поступил в Казан. дух. академию в состав 23-го курса, по окончании курса в которой в 1882 году, с дипломом кандидата богословия и с правом при искании степени магистра, через год проходил должность смотрителя сначала во 2-м, а затем и в 1-м Пензенском училище. В 1888 г. 14 августа он принял монашество с именем Владимира и занял должность преподавателя св. писания в Волынской дух. семинарии. На Волыни иеромонах В. обратил на себя внимание своими внебогослужебными чтениями и собеседованиями, ведёнными в уездном городе Кременчуге и в скором времени избран был председателем совета Богоявленского Свято-Николаевского братства и редактором «Почаевского Листка». В 1891 году он переведён был в Кишиневскую семинарию, где состоял преподавателем св. писания, будучи также членом Кишинёвского миссионерского общества и трехсвятского братства. В 1897 г. в декабре месяце иером. В. был переведён на должность старшего цензора С.-Петерб. духовно-цензурного комитета с возведением в сан архимандрита, а в 1901 году назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии. По отзыву проф. Л. Писарева магистерское сочинение о. иером. В. на тему: «Св. Афанасий Александрийский, его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность. Кишинёв, 1895 г.» послужило изучению одного из важнейших периодов церковно-исторической жизни IV в., именно, периода борьбы св. Афанасия Александрийского с савеллианством, арганством, аполлинарганством и духоборчеством, – словом, с теми ересями, которые на протяжении IV в. старались распространять в обществе ложное учение о лице Сына Божия и Св. Духа. В данном случае автор поставляет себе самую широкую задачу. Все русские биографы, касаясь жизни и деятельности св. Афанасия, обыкновенно, не делают более или менее подробного обзора его литературной деятельности. О. В. с своей стороны восполнил этот пробел. В связи с теми или иными фактами жизни и деятельности св. отца, он указывает и самые литературные произведения последнего. Он довольно обстоятельно, хотя и в сжатой форме, передаёт содержание их, оттеняет их особенности догматико-полемического характера, устанавливает более или менее ясно и определённо вопрос о времени их написания, о действительной принадлежности их св. Афанасию. В этом последнем отношении сочинение о. В. по справедливости может считаться заметной новинкой в нашей бедной патриотической литературе, хотя и не имеет самостоятельного характера (См. Прот. Каз. Ак. 1896 г., стр. 510 – 512; и «Церк. Вестн.» 1896 г., стр. 1547–8). В течение своей многолетней сначала пастырской, а потом учено-педагогической деятельности о. В. заявил себя многими учёными статьями и небольшими назидательными заметками (большею частью проповеднического содержания), помещавшимися частью в «Волынских Епарх. Ведом.», частью в «Почаевском Листке», а также в «Церковн. Вестнике», «Духовном Вестнике» и «Церк. Ведомост.». Более видными и заметными работами автора оказываются статьи, посвящённые истории и деятелям западно­русского края, каковы: «Иосиф Семашко, митрополит литовский, главный деятель по воссоединению западно-русских униатов с православною церковью»; «Краткий очерк жизни и деятельности преподобного Иова, игумена Почаевского»; «Чудесные знамения Почаевской иконы Божией Матери и т. д.»; «Несколько мыслей по поводу воссоединения с православною церковью чехов на Волыни»; «Вечерние духовно-назидательные чтения в Почаевской лавре (мысли и желания по этому поводу); «Религиозно-нравственные внебогослужебные чтения и собеседования при Волынской духовной семинарии». Много статей помещено им в «Волынских Епархиальных Ведомостях» и «Почаевском Листке» и изданы отдельными брошюрами. Все эти статьи собраны автором в особую книгу, составившую объёмистый том, как памятник 40­-летних трудов его пастырства. В 1900 г. был назначен на полунезависимую кафедру Сарапульского викариатства, а в 1902 г. переведён на кафедру епископа Михайловского.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle