Сло́во Бо́жие –
1) (греч. Логос – Λογος) – Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе;
2) Священное Писание (Библия);
3) Волеизъявление Божье.
Святая Троица есть единосущное Божество, в трех Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть Божественный Ум, Бог Сын – Божественное Слово, сопребывающее нераздельно со Святым Духом. Слово Божие – Слово Божественного Ума, Которое присуще Ему извечно, Которым Он создал все мироздание.
О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Слово Божие – «Свет Отца, Слово великого Ума, превосходящий всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Образ Бессмертного Отца и Печать Безначального, Сияющий вместе с великим Духом, добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет», – говорит св. Григорий Богослов. Слово Божие именуется Единородным Сыном Божьим, поскольку Оно в вечности рождается Божественным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца» (св. Максим Исповедник).
Слово Божие Своим бытием предшествует творению всего существующего, «не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – говорит св. Максим Исповедник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:4). Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок», – говорит св. Григорий Богослов.
На Предвечном Совете Св. Троицы предначертано принятие Словом Божьим человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», – говорит Иоанн Богослов (Ин.1:14). В Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению. «Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, – говорит Ириней, – чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».
В чём усматривается аналогия между Богом Словом и человеческим словом?
Основание для использования аналогии, где Бог Отец сопоставляется с человеческим умом, Сын Божий – с мыслью-словом, а Святой Дух, как Выразитель Слова Божьего, – с дыханием-голосом (выражающим рождённую в уме мысль-слово), находят, в частности, в том, что Сын Божий назван в Евангелии Богом Словом (Ин.1:1-2); кроме того, в Писании Ветхого Завета представлена подобная аналогия: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Означенная аналогия использовалась церковными писателями с раннехристианских времен. Суть аналогии можно представить в следующих тезисах.
- Человеческий ум является родителем мысли-слова (мы мыслим при помощи слов) и Бог Отец является Родителем Сына (Евр.5:5);
- Мысль-слово, рожденное в человеческом уме (человеческим умом), отображает совершенства ума и Бог Слово есть образ Отца, «образ Бога невидимого» (Кол.1:15), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1:3).
- Мысль-слово, рождаясь в человеческом уме, обращается (пребывает) в этом уме, и Бог Слово пребывает в Отце: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11);
- Мысль слово рождается в уме (умом) духовно, и Сын Божий духовно рождается от Отца (Отцом):«из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс.109:3).
- Человеческий ум инициирует произнесение (выражение) мысли-слова посредством дыхания-голоса, и Святой Дух, Выразитель Слова, исходит от Отца (Ин.15:26);
- Люди сообщают о своих мыслях другим людям при помощи слова, и «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1-2).
Цитаты о Слове Божием
«Следует вначале выслушать Бога тому, кто желает, чтобы Бог его выслушал. Ведь с какой дерзостью хочет он, чтобы выслушал его Тот, Кого он настолько презирает, что пренебрегает чтением Его наставлений? И как, братья мои, оценим мы другое – что весьма многие христиане, а также, что гораздо хуже, часто даже и клирики, когда готовятся в путь, приказывают приготовить себе и хлеб, и вино, и масло, и предпринимают разнообразные на то расходы; и когда с таким тщанием всякий подготавливает себя к дороге на земле, дабы плоть его здравствовала, почему не хочет он читать одну единственную книгу, коей и в этом мире, и в том воздвигается душа его?».
свт. Кесарий Арелатский
Литература по теме
- Учение Евангелиста Иоанна о Слове свт. Филарет Черниговский
- Слово Божие свт. Тихон Задонский
- Слово Божие свт. Иоанн Златоуст
Комментировать