- Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа?
- Почему мы называем Бога – Отцом?
- Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»?
- Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино?
- Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?
- Можно ли ставить вопрос о том, Кем был Бог Отец до отцовства?
- Не уничижаем ли мы Бога Сына и Бога Святого Духа, утверждая о единоначалии Отца?
- Бог Ветхого Завета – тот же, что и Бог Нового
- Какова роль Бога Отца в осуществлении Домостроительства нашего спасения?
- Почему изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными?
- Верно ли говорят, что иудеи, мусульмане и христиане верят в одного Бога Отца, только христиане верят ещё и в Бога Сына и Бога Святого Духа?
Бог Отец (греч. Θεός Πατήρ) – одно из Лиц (Ипостасей) Единотроичного Бога, Пресвятой Троицы, Причина бытия Сына и Святого Духа. Бог Отец единосущен Сыну и Святому Духу и равночестен Им. Почитая молитвенно Бога Отца, христиане почитают Его не как обособленную Божественную Ипостась, но как одну из Ипостасей Единого Бога: как Того, Кто неразделен с Сыном и Святым Духом.
Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа?
От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, но Сам предвечно рождает ипостась Сына и предвечно (то есть бесконечно, вне времени, присущего нашему тварному миру) изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», – пишет свт. Григорий Богослов.
Почему мы называем Бога – Отцом?
Бог Отец является Отцом по отношению к Своему Единородному Сыну: Он рождает Его в вечности. Вместе с тем можно утверждать, что по отношению к усыновлённым Богом верующим Отцом именуется Триединый Бог.
Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»?
Иисус Христос является Сыном Божьим в особом, исключительном смысле этого слова: Он рождается Богом Отцом. Мы же созданы Богом и являемся Его детьми по благодатному усыновлению. Благодаря самоотверженной Жертве Иисуса Христа и мы имеем честь обращаться к Богу словами «Отче наш», в соответствии с евангельским свидетельством: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).
Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино?
Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Три Божественные Ипостаси – не три обособленных Бога, обособленных Действователя, но один.
Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?
В Евангелиях описаны три момента, когда Бог Отец отвечал Иисусу:
- При Его Крещении: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф.3:17).
- При преображении Иисуса Христа: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9:35).
- Незадолго до распятия: «Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришёл с неба глас: и прославил и ещё прославлю» (Ин.12:28).
Можно ли ставить вопрос о том, Кем был Бог Отец до отцовства?
Нельзя. Такая постановка вопроса не верна в принципе. Бог существует вне времени. Бог Отец рождает Сына в вечности, вечно (вне условий времени). То есть Бог Отец и Бог Сын (как и Бог Дух Святой) были, есть и будут всегда.
Не уничижаем ли мы Бога Сына и Бога Святого Духа, утверждая о единоначалии Отца?
Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что по природе присуще Отцу. Безначальность же Бога Отца является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ ее существования.
Бог Ветхого Завета – тот же, что и Бог Нового
Истина о том, что «Бог Ветхого Завета» – тот же, что и «Бог Нового Завета», не подлежит ни малейшему сомнению. Бог един и неизменен, Он не подвластен времени, как категории материального мира. Бог Авраама есть вместе с тем и Бог Адама, Бог всех людей вообще, и не только людей, но и всех творений в целом.
Утверждать, что во времена Ветхого Завета действовал один Бог, а во времена Нового Завета действует другой – значит верить в существование двух Богов, что нелепо. Во времена Ветхого Завета Бог, как Премудрый Педагог, Воспитатель, действовал в соответствии с теми историческими условиями, в рамках которых жил человек, в соответствии с уровнем духовно-нравственного состояния людей того времени, подготавливая их к грядущему Пришествию Мессии. Когда же сложилась благоприятная почва для Его Пришествия и для заключения Нового Завета, Бог не замедлил исполнить эту часть Своего замысла о спасении людей.
Господь Иисус Христос указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39).
Какова роль Бога Отца в осуществлении Домостроительства нашего спасения?
Домостроительство (осуществление замысла) нашего спасения – единое дело Отца и Сына и Святого Духа.
Почему изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными?
На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. был наложен запрет на практику изображения Бога Отца в образе Седовласого Старца. Этот запрет был принят иконописцами Русской Православной Церкви. Между тем, образ Бога Отца в виде Седовласого Старца продолжал воспроизводиться на иконах представителями других Поместных Церквей. Одним из оснований запрета, утвержденного на Большом Московском Соборе, служило утверждение, что Бог Отец невидим, а значит и неизобразим. Однако, к примеру, пророк Даниил созерцал Бога под образом Ветхого днями. Да, это было символическое видение, но всё же Бог был представлен в нем в визуальном образе. Это обстоятельство давало и до сих пор даёт основание многим иконописцам изображать – символически – Бога Отца в образе Ветхого днями.
Верно ли говорят, что иудеи, мусульмане и христиане верят в одного Бога Отца, только христиане верят ещё и в Бога Сына и Бога Святого Духа?
Иудеи и мусульмане верят в то, что Бог един и единственен, но отрицают троичность Бога по Лицам. Однако Бог Отец открывается человеку через Бога Сына как до, так и после воплощения (Мф.11:27, Лк.10:22, Ин.14:8-9, Ин.5:23, Ин.10:30, 1Ин.2:22-23), и вообще любое божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Во времена Ветхого Завета Божественное Откровение, преподававшееся Пророкам, также было единым действием Святой Троицы.
Кроме того, отрицание троичности Бога по Лицам – это не просто ограниченное, но искажённое представление о Боге. С неприятием троичности Бога по Лицам связано принципиальное отрицание учения о воплощении Сына Божьего, а значит и отрицание Божественности Иисуса Христа, Его Богооткровенного учения об Искуплении человека, о Церкви Христовой, о Таинствах Церкви, о том, что спасение достигается в лоне Церкви. Таким образом, отвергается и путь спасения, дарованный людям Иисусом Христом: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16); «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18).
Литература по теме
- О Боге Отце свт. Кирилл Иерусалимский
- Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь свщмч. Ириней Лионский
- О Божестве Отца митр. Макарий (Булгаков)
- Учение о Боге Отце в творениях свт. Григория Богослова свящ. Николай Виноградов
- Учение св. Григория Чудотворца о Боге Отце Н.И. Сагарда
- Учение о Боге Отце и Божественной природе в латинской патристике А.Р. Фокин
- Место Бога Отца в литургии Митр. Антоний (Сурожский)
Комментировать