Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (аполитросис, литросис)) –
1) действие Божье, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа;
2) совокупность всех вообще действий, направленных на наше Спасение, осуществленных Господом Иисусом Христом (с благословения Отца при содействии Духа Святого) за время Его общественного служения.
Искупление – объективная сторона спасения – то, что сделано для нашего спасения Богом. (Субъективная сторона – это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его.)
В православном богословии библейский термин искупление понимается не как акт юридического выкупа, а как акт бытийного, благодатного, сверхъестественного освобождения Богочеловеком Иисусом Христом падшего человечества от рабства греху и смерти.
«Искупление ... определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос»...
(В.Н. Лосский)
Искупление: был ли выкуп?
На протяжении всего времени существования и развития христианства отношение к термину «искупление» со стороны разных мыслителей и толкователей Откровения интерпретировалось различно.
Одна из попыток раскрыть значение этого глубокого богословского понятия сводилась к задаче увязать его смысл с буквальным значением термина «искупление» – освобождение, избавление за выкуп.
Как результат, получалось, что Воплотившийся Сын Божий и действительно принёс на Кресте выкуп за людей. Вставал вопрос: «кому?». В этом отношении мнения разделялись.
Так, один из известнейших христианских философов III века, Ориген, полагал, что Бог Слово, отдав Свою жизнь ради Спасения человека, принёс выкуп диаволу, ведь именно у него люди были в плену.
По мнению представителей Западной богословской школы, сформировавшемуся и укоренившемуся среди римо-католиков в средние века, целесообразность Крестной Жертвы Спасителя состояла в том, что посредством Своих Страданий и смерти Он удовлетворил Божественному правосудию. Согласно этому мнению, Господь Вседержитель был прогневан и оскорблен человеческим грехом. Поскольку Бог не только милосерден, но и правосуден, поруганная Правда Божья требовала непременного воздаяния.
Так как Бог велик и бесконечен в Своих совершенствах, то и воздаяние за нанесенное оскорбление долженствовало быть бесконечной цены. Ввиду того, что Христос был не просто Человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим, Его Жертва имела именно такую – бесконечную – цену.
Иначе учит об Искуплении Вселенская Православная Церковь. Мнение Оригена о выкупе диаволу не получило признания изначально, как чуждое духу Евангелия. Но и мнение римо-католиков было отвергнуто.
Православная Церковь никогда не рассматривала Крестную Жертву, как юридическую или коммерческую сделку, осуществленную между Сыном и диаволом, либо между Сыном и Отцом, хотя и не исключало из объяснения понятия цены. Ведь Христос и действительно спас человека ценой Собственной жизни (1Пет.1:18).
Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Иисус Христос:
- выполнил послушание Богу (Флп.2:8),
- сошёл душой в преисподнюю (Еф.4:9),
- сокрушил врата адовы, вывел оттуда души всех праведных людей,
- одолел диавола, победил смерть и воскрес (Рим.8:34),
- прославил человеческое естество, вознёс его в самое Небо, к Престолу благодати,
- образовал Церковь, став Её неизменным Главой,
- ниспослал на апостолов Духа Истины (Деян.2:3-4),
- явил любовь Божию к человеку и через это призывает людей на ответную любовь,
- преподал пример жертвенной любви для того, чтобы спасти людей без всякого насилия,
- даровал нам причащаться Своей воскресшей Плоти и Крови во оставление грехов и жизнь вечную,
- подтвердил Своё учение (1Кор.15:14).
В этом, а не в юридической или коммерческой изворотливости Мессии состояло Спасение человека.
Цитаты об искуплении
«Мы веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай,
Который, предав Себя для искупления всех, собственною Кровью сделался примирением между Богом и человеком, и что Он Сам, имея заботу о Своих [последователях], является Защитником и умилостивлением за наши грехи».
Исповедание православной веры Восточной Церкви
«Как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».
Пространный христианский катихизис Православной Кафолической восточной Церкви
«Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, – анафема. Не принимающим благодати искупления, возвещенного Евангелием, как единственного средства нашего к оправданию перед Богом, – анафема».
анафематизмы Недели Православия
«Христос подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подвергнувшихся смерти в силу долга освободить от рабства диаволу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу и по телу, во времени и в вечности; потому что за нас – повинных по причине греха, – дав в искупление Свою – невинную по причине безгрешности – Кровь, Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании диавола».
свт. Григорий Палама
«Люди были рабами греха: всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34), и вместе рабами диавола, который, по сему самому, называется отцом грешников (Ин.8:44), миродержителем тмы века сего (Еф.6:12). Но Иисус Христос искупил нас из сего рабства Своей смертью; одно желание Божеское и человеческое к сему не привело, а требовался смертный выкуп. Кому уплачен сей выкуп? С первого раза кажется что диаволу, ибо люди у него были в плену. Это и может быть принято только в известном смысле. Хотя диавол сам не любит поступать праведно, но не умедлил бы клеветать на Бога, если бы заметил несоблюдение правосудия: он хочет, чтобы с ним поступали праведно. Итак, Поелику пленники должны быть им выпущены, то, дабы недаром область его была разоряема, он требовал выкупа. Выкуп сей дан не ему, а собственно Божию правосудию, впрочем так, что при уплате его имелся в виду и диавол: для того, то есть, принесена жертва правосудию Божию, дабы диавол не мог уже клеветать на Бога и людей; теперь он не может указать на нас как на недостойно пользующихся блаженством; он видит, что это блаженство заслуженное, – ибо за него пролита Кровь Спасителя».
свт. Иннокентий Херсонский
«Искупление Христа не отменяет необходимости наших дел, а наши дела не отвергают значение искупления Христа. Все эти действия исходят от Христа и от Него получают всю силу и похвалу. Он лоза, а мы ветви. Подобно тому, как ветвь не может сделать плод, если не будет расти на лозе, так и мы ничего не можем сделать без Христа. Кто же скажет, если не безумен, что похвала Лозы должна быть исключена, если ее ветви приносят много плодов? Столь же безумен и тот, кто говорит, что нет похвалы Христу там, где Его рабы делает добрые дела, Его же благодатью и Духом Христовым, вдохновленные Им, с верой и любовью».
митрополит Стефан (Яворский)
Литература по теме
- Соборные определения об искуплении
- Томос Константинопольского Собора 1157 г. об искуплении
- Об искупительной жертве Христовой Православное исповедание
- Учение Церкви о значении смерти Господа Иисуса Христа Пространный христианский катихизис
- Кратко об искуплении
- Искупление во Христе Иисусе С.Л. Худиев
- Об искуплении свящ. Даниил Сысоев
- Систематическое изложение учения об искуплении
- Учение об искуплении свт. Феофан Затворник
- Иисус Христос – Искупитель человеческого рода свт. Иннокентий Херсонский
- О Боге, как Спасителе митр. Макарий (Булгаков)
- Догмат искупления в Православном богословии
- Об Искуплении митр. Вениамин (Федченков)
- Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа прот. Иоанн Орфанитский
- Искажение учения об искуплении в русской богословской мысли
- Отрицание юридического взгляда на искупление свт. Серафим (Соболев)
- Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления архиеп. Феофан Полтавский
- О Тайне искупления архиеп. Никон (Рождественский)
- Догмат Искупления И.Г. Айвазов
- Пленение схоластикой и освобождение софистикой А. Буздалов
Комментировать