Ве́чная жизнь –
1) жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой, будет блаженство о Господе, блаженный покой;
2) (иногда, в некотором понимании) жизнь как непрестанное, бессмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мертвых.
Как известно, цель Пришествия Сына Божия в мир, как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Под жизнью вечной здесь подразумевается блаженная жизнь в теснейшем единстве и общении с Богом и Его святыми; жизнь, которая никогда не закончится. Вечная блаженная жизнь есть высшее благо для человека. Дар вечной жизни воспринимается человеком уже здесь, на земле, через деятельную веру в Сына Божия и самоотверженное следование за Христом. Более полное приобщение верующих к благам вечной жизни станет возможным после всеобщего воскресения, когда Бог обновит все творение (Откр.21:5).
Учение о вечной жизни в Священном Писании
В Ветхом Завете понятие о вечной жизни выражено не слишком определенно. Многое из того, чем Бог обещал одарить и одаривал верующих в дохристианские времена, относилось к их земной жизни: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:19). Впрочем, некоторые ключевые аспекты вечной жизни были известны любознательным верующим уже и в ветхозаветные времена. Во-первых, в ветхозаветные времена людям, через пророков, была открыта истина о будущем воскресении мертвых. Эта мысль отражена в Священном Писании Ветхого Завета неоднократно, например: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис.26:19)». Во-вторых, вечная жизнь праведников четко противопоставлялась в Писании будущей жизни грешников и характеризовалась как жизнь в единстве с Богом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2); «…Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их… они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем.2:24;3:1,5).
Правда, во времена общественного служения Иисуса Христа среди иудеев, в частности между фарисеями и саддукеями, шли споры по вопросу о посмертном воздаянии и воскресении мертвых. Фарисеи верили в воскресение мертвых, а саддукеи отрицали его (Мф.22:23; Мк.12:18; Лк.20:27). Но это не говорит о том, что в Писании Ветхого Завета истина о воскресении мертвых отражена как-то двусмысленно. Это свидетельствует о другом – о несогласии саддукеев с этой истиной.
Однако более полно понятие о вечной жизни было представлено в Священном Писании Нового Завета. Та же мысль о единстве праведников с Богом и блаженстве в «будущем веке» раскрыта в нем более основательно и подробно, как то: «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:17); «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Вместе с тем, исходя из Писания Нового Завета следует, что праведники будут блаженствовать в соответствии со степенью святости (духовно-нравственного совершенства) каждого (Ин.14:2; см. также: 1Кор.15:41). Вместе с тем, необходимо отметить, что знания христиан относительно вечной жизни тоже весьма ограничены (1Кор.2:9).
В Новом Завете вечная жизнь представляется даром Божьим для верующих в Иисуса Христа и исполняющих Его заповеди (Ин.3:36; Мф.19:17; Рим.6:23). В беседе с самарянкой Христос говорит о живой воде, то есть о благодати Святого Духа: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). В Евангелии подчеркивается, что верующие уже имеют жизнь вечную. Так, Спаситель говорит о причастниках Святых Тайн: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54). Однако полное приобщение к вечной блаженной жизни станет возможным только после всеобщего воскресения (Ин.6:40), когда Господь обновит все творение (Откр.21:5). Вечной жизни праведников противопоставляется вечная погибель (2Фес.1:9) или вечная мука демонов и нераскаянных грешников (Мф.25:46). Оба этих состояния называются вечными, поскольку «времени уже не будет» (Откр.10:6). Таким образом, в библейском словоупотреблении, вечная жизнь – это не синоним бесконечного существования, а непрестанное блаженное пребывание с Богом.
Чем люди будут заниматься целую вечность, ведь любое блаженство на земле рано или поздно надоедает?
Слово Божие удостоверяет нас, что блага вечной жизни невозможно себе вообразить: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» блага вечной жизни описаны следующим образом: «Тело будет прославленное, бессмертное, нетленное, не будет требовать пищи и питья, будет подобно духу, по свидетельству Писания: Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор.15:52–53). Радостью же и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами, как говорит Апостол: Теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан (1Кор. 13:12). И хотя Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20), но это следует понимать [о состоянии] прежде искупления, и по отношению к этому тленному и непрославленному телу, и к настоящей жизни. Но после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (Пс.35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца: Насыщусь, когда явится мне слава Твоя (Пс.16:15)» (Ч. 1, вопрос 126).
Поскольку Бог является Высшим Благом, а все земные блага лишь слабо Его отражают, то непрестанное созерцание Бога, непрекращающееся богопознание, не просто удовлетворит все высшие потребности человеческого духа, но и не сможет никогда надоесть. Нечто малое от будущего вечного блаженства испытывали некоторые православные подвижники уже в этой жизни, что они затруднялись передать словами. Отсюда становится понятным, почему люди, не познавшие Бога на земле или отвергшие Его своей жизнью, не смогут блаженствовать вечно. Не находя радости в Боге при жизни и прилепляясь всем сердцем к земным вещам, они не смогут радоваться и в вечности, ведь все предметы их радости оказались тленными и суетными.
См. Чем занимаются души в раю?
Цитаты о вечной жизни
«Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать, потому что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда, потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его».
архиепископ Платон (Фивейский)
«Потусторонность вечной жизни только кажущаяся; христианин еще здесь на земле должен считать себя гражданином небесным, еще здесь на земле должен начать вечную жизнь, чтобы насколько возможно здесь же предначать и вечное блаженство. Если же вечное блаженство возможно и в этой жизни, то что значат после этого все рассуждения Св. Писания об открытии какой-то совершенно особой жизни, которое произойдет после всеобщего воскресения и обновления? Все эти рассуждения значат только то, что нет здесь на земле полного раскрытия вечной жизни, что эта последняя возвращается человеку в настоящем веке в виде залога, в будущем же – во всей полноте (прп. Ефрем Сирин)».
патриарх Сергий (Страгородский)
«Что может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого непристойным вожделением, ни тревожащегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучимого желанием власти и господства, ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире и радости, все тихо и спокойно, все ясно и [светло от] света – не такого, как нынешний, но другого, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее света светильника. Там нет ни ночи, ни сгущения облаков, ни вечера, ни холода, ни жары, ни какой-либо другой перемены времен, но некое иное состояние, о котором узнают одни лишь достойные; нет там ни старости с ее страданиями, но все тленное пройдет, так как повсюду будет господствовать нетленная слава. А что всего этого важнее – это непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с ангелами, с архангелами, с горними силами».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Жизнь вечная Энциклопедия изречений
- Рождение в вечную жизнь. Подготовка ко Крещению
- Царство Божие и вечная жизнь Н.Е. Пестов
- Вечная жизнь С.М. Зарин
- Время и вечность архим. Алипий (Кастальский)
- Опыт вечности прп. Силуан Афонский
- Вечная жизнь архим. Сергий (Страгородский)
- Вечная жизнь как высшее благо архим. Сергий (Страгородский)
- Вечная жизнь прп. Иустин (Попович)
- Вечная жизнь митр. Иерофей (Влахос)
- Вечная жизнь Н.В. Покровский
Комментировать