Утеши́тель – одно из наименований Святого Духа (Ин.14;26), третьего Лица Святой Троицы.
Встречается в Священном Писании в Ин.14:16, 26, 15:26, 16:7.
«Утешитель» – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя» и придают этому термину.
В Священном Писании Святой Дух именуется также:
- просто Духом (1Кор.12:8),
- Духом истины (Ин.16:13),
- Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14),
- Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16),
- Духом Господа (Деян.5:9),
- Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9),
- Духом Сына Божия, (Гал.4:6),
- Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.1:19),
- Духом святыни (Рим.1:4),
- Духом усыновления (Рим.8:15),
- Духом откровения (Еф.1:17),
- Духом обетования (Еф.1:13),
- Духом благодати (Евр.10:20),
- благим (Пс.142:10),
- Владычним (Пс.50:14),
- Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.
Литература по теме
- О Духе Святом А.Г. Долженко
- Paraclete как пророчество о Магомете? Вильям Кэмпбэлл
- Правда ли, что Утешитель – это Мухаммед?
- Молитва Святому Духу прот. Серафим Слободской
Комментировать