Нра́вственный мони́зм – религиозно-философское учение, искажающее учение Церкви о Спасении, Крестной Жертве, Искуплении, Божьем воздаянии и Суде, подразумевающее естественный характер спасения человека; направление богословского модернизма.
Наиболее известные сторонники нравственного монизма – митр. Антоний (Храповицкий) и архим. Сергий (Страгородский).
В чем ошибочность учения нравственного монизма о спасении?
До пришествия в мир Сына Божьего, до Его воплощения человек пребывал в рабстве дьявола и греха. Это, конечно, не означает, будто люди совершенно не обладали возможностью противодействия злу. В какой-то мере они могли вести брань с диаволом, бороться с грехом, однако не могли достичь духовно-нравственного совершенства, такой степени святости, какая стала достижима с Пришествием в мир Сына Божьего, совершением Им Искупления человека и созданием Церкви.
Действие Искупления включило в себя множество сотериологических аспектов. Благодаря Искуплению были осуществлены:
- победа над диаволом: царство его было попрано, держава сокрушена, а на земле утверждено Царство Божие;
- победа над грехом и проклятьем;
- победа над адом (со времени этой победы ад перестал быть неизбежным пристанищем душ);
- победа над смертью (в силу этой победы стало неизбежным всеобщее воскресение мертвых);
- примирение человека и Бога, земного и Небесного;
- прославление человеческого естества (одной из особенностей прославления человеческого естества во Христе стала нетленность Его плоти);
- явление во Христе идеального примера святости и послушания Богу, Христос становится новым Адамом;
- обнаружение любви Божьей к человеку;
- наполнение человеческого бытия высшим смыслом;
- последующее Вознесение Господне открыло верующим путь в Царство Небесное и само Небесное Царство;
- создание Церкви, наделение её всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы всякий верующий мог достигнуть спасения.
Между тем, сторонники нравственного монизма, не сознавая значимость Искупления, многое из перечисленного попросту не принимают в расчёт, низводя православное учение о спасении до уровня упрощённой религиозно-философской доктрины.
Литература по теме
- Раздел «Нравственность и духовность»
- Проблематика христианской совести. Антоний Храповицкий. Из книги «Пути руского богословия» прот. Г. Флоровский
- Искажение православной истины в русской богословской мысли свт. Серафим (Соболев)
- Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления архиеп. Феофан Полтавский (Быстров)
- О «Катехизисе» митр. Антония Храповицкого. Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским митр. Вениамин (Федченков)
- Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа иерей Иоанн Орфанитский
- Догмат искупления в Православном богословии А.М. Леонов
- Новые богословы сщмч. Виктор Глазовский
- Критика учения митр. Антония (Храповицкого) иером. Серафим (Роуз)
- «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского) и его критика прот. Павел Хондзинский
Комментировать