Зло – помысл, мысль, действие, поступок разумно-свободного тварного существа, противоречащие Божественной воле (Божьему благоволению) и ведущее к отпадению от Бога.
Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех.
Зло никогда не овладевает человеческой душой прямо, оно всегда соблазняет маской добра; зачастую таким соблазном выступает применение злых средств ради достижения благой цели, например, правды, справедливости. Также злые поступки люди часто маскируют природными, «естественными» потребностями, отсутствием свободы воли.
Зло не имеет сущности, но имеет носителей. Почему же Бог терпит дикие жестокости, которые совершают люди?
а. Потому что возможность совершения зла — это составляющая свободы человека.
б. Чтобы вразумить этим других людей искать защиты у Бога, а не служить своей жизнью дьяволу.
в. Чтобы дать злодеям возможность раскаяться и стать святыми (см. Церковный календарь).
г. Чтобы злодеи являлись пугалами греха и ада (кто хочет быть похожим на злодея?).
д. Чтобы испытать верных: мучеников, исповедников…
е. Чтобы обличить зло и т.п.
Цитаты о зле
«Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству… Собственно злом называется происходящее против закона Создателя».
прп. Иоанн Дамаскин
«Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности, зло происходит от злоупотребления».
прп. Максим Исповедник
«Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым».
преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин)
«Злом надобно почитать один грех, ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией. А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровые язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам, поскольку эти несчастья причиняют нам скорби и страдания, которых мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра, поскольку Бог, наказывая нас ими, тем возбуждает к добру».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
«Зло есть закон, чуждый природе; [Бог] его не создавал, и оно находится в противоречии с истинной волей человека. По этой причине, когда человек творит благо, он делает это свободно, в соответствии с волей внутреннего человека и является поистине свободным; однако когда он творит зло, то делает это несвободно, потому что его воля покоряется закону греха, он становится несвободным и порабощенным греху. Поэтому творящий благо свободен, а творящий злое — раб. Истинная свобода есть верховенство духовного мудрования, которое творит добро; а ложная свобода – тирания плотского мудрования, которое творит зло».
свт. Нектарий Эгинский
«Всемогущий Господь, которому, по признанию даже неверующих, принадлежит верховная над всем власть, и который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро… И вне всякого сомнения, Бог делает добро, даже допуская какое бы то ни было зло. Допускает Он его не иначе, как по справедливому суду, а все, что справедливо, то, конечно, и благо. Следовательно, хотя зло, поскольку оно есть зло, не – добро, однако, добро и в том, что существует не только добро, но и зло. Потому что если бы существование зла не было добром, то оно никоим образом не допускалось бы всемогущим Добром, Которому, без сомнения, как легко сделать желаемое, также легко и не допустить нежелаемое».
блж. Августин
Литература по теме
- Проблема зла Энциклопедия христианской апологетики
- Зло Сокровищница духовной мудрости
- О том, что Бог не виновник зла свт. Василий Великий
- Мысли о добре и зле свт. Николай Сербский
- О зле прп. Иоанн Дамаскин
- Проблема зла и теодицеи (как она решается в христианстве и других мировоззрениях) В.С. Ольховский
- Добро и зло как ключ к пониманию вселенной Клайв Льюис
- О промысле и свободе воли прот. В. Свенцицкий
- О соотношении человеческой и Божественной воли свящ. Олег Корытко
- Эхо, рожденное нашим грехом диакон Андрей
- Почему Бог допускает зло? прот. Максим Козлов
- Почему Бог допускает зло Ричард Суинберн
- Скорби в нашей жизни еп. Александр (Милеант)
- Почему верующие страдают
- Тот, кто ужасается злу, выходит за рамки материализма С.Л. Худиев
- Бог, дьявол и мировое зло С.Л. Худиев
- Возможно ли добро без Христа? Теймураз Кристинашвили
- Проблема зла архим. Плакида (Дезей)
- Непротивление злу А.Г. Долженко
- Беседа о смысле зла прот. С. Слободской
- Проблема зла в человеке митр. Минский и Слуцкий Филарет
- Происхождение зла митр. Иларион (Алфеев)
- Зло, его сущность и происхождение прот. Тимофей Буткевич
- Ну, и какие у меня грехи?
- Почему Бог не запретит зло?
- Если Бог добрый, откуда в мире зло? свящ. Георгий Максимов
- Бог и мировое зло прот. Евгений Горячев
Комментировать