Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи

Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи
  • Дата создания: 1861
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Мк. 6:14-29
    Мф. 14:1-12

Сюжет

Сюжетом полотна послужил эпизод из Евангелия от Иоанна, где повествуется, как на пиру у правителя Галилеи Ирода дочь Иродиады (по преданию ее звали Саломея) так очаровала его своим танцем, что он дал ей клятву исполнить любое ее желание. Девушка, не зная, о чем просить, обратилась к своей матери. Та ненавидела Иоанна Крестителя, публично обличавшего ее безнравственное поведение, требовала его казни, но Ирод лишь заключил его темницу, так как опасался народного возмущения. Теперь Иродиаде представился удобный для мести случай. По ее наущению Саломея потребовала у Ирода голову Иоанна на золотом блюде и получила желаемое.

Описание

Согласно традициям академической живописи Василий Худяков попытался подробно передать в картине историческую обстановку, в которой происходило событие, но главное внимание он уделил внутреннему состоянию своих героинь.

Юная Саломея с опущенной вниз головой и ярким румянцем на щеках явно смущена, она огорчена своим опрометчивым поступком. На ее плечо опирается в томительном ожидании Иродиада с побледневшим красивым лицом: она в отличие от дочери непреклонна в своем настойчивом желании избавиться от того, кто ее открыто обличал. В ее душе нет ни капли раскаяния – дело, задуманное ею, сделано, а об остальном печалиться не следует.

На заднем плане мы видим палача, выносящего отсеченную главу Иоанна Крестителя – ее должна получить Саломея в качестве подарка от обезумевшего царя Ирода, который в пьяном угаре готов был свершить самое страшное преступление – не только убийство, но и предательство того, с кем был прежде в большой дружбе.

Художник раскрывает перед зрителем коварство греха, здесь и грех распутства и пьянства, которому предается Ирод, дошедший до убийства, грех гордыни и прелюбодейства Саломеи, ее бездушие, бесчувствие к людям, грех Иродиады, которая ради своей репутации готова идти до конца – до устранения неудобного ей человека. Образ Иродиады отталкивает – ее холодная красота, сочетающаяся с крайней жестокостью и развращенностью свидетельствует о глубине ее падения.

Картина привлекает внимание не только своим сюжетом, но и большим мастерством исполнения. Художник традиционно разбивает картину на три плана: на первом плане Иродиада и Саломея – мать и дочь, чьи характеры близки. Совершённое убийство объединяет их вместе, хотя Саломея колеблется, однако мать умело управляет дочерью, для нее важна цель, ради которой она и использует все доступные ей средства. На втором плане мы видим стражника, отворяющего врата темницы, на третьем – солдата с отсеченной головой святого Иоанна Крестителя.

Ярким светом выделены фигуры матери и дочери, облаченных в роскошные одежды. В качестве контраста показана голова Крестителя, которую выносит из мрака темницы палач. Средний план переходный – стражник, отворяющий дверь, освещен наполовину, приотворенная тяжелая дверь открывает перед зрителем пространство темницы. От нее веет холодом и сыростью, над дверями мы видим изображение креста.

История

Художник получил хорошее профессиональное образование, которое дало ему возможность совершенствоваться в живописи.

В 1856-1860 годах на собственные средства Худяков совершил поездку по Германии, Франции, Италии. Жил преимущественно в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий в должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Картина «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» была написана в 1861 году и получила хорошие отзывы.

Рекомендуемая литература

Комментировать