Саломея с главой Иоанна Крестителя

Саломея с главой Иоанна Крестителя

Сюжет

Перед зрителем представлен евангельский сюжет о гибели Иоанна Крестителя, ставшего жертвой чудовищного преступления двух женщин – Иродиады и Саломеи. Саломея была иудейской царевной, дочерью Иродиады и Ирода Филиппа I. Ее мать, оставив мужа, жила с его братом Иродом Антипой, правившим в Палестине и Галилее. Эта преступная связь публично осуждалась Иоанном Крестителем, что вызвало злобу Иродиады. Евангелист Матфей пишет, что Ирод Антипа «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Иоанн Предтеча был заключен в тюрьму. Во время празднования дня рождения царя его падчерица Саломея танцевала перед гостями и так угодила царю, за что что тот обещал исполнить любое ее желание. По научению своей матери, девушка потребовала принести ей на блюде главу Иоанна Крестителя. Как повествуется в Евангелии, «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:9-11).

Описание

Смерть величайшего из пророков является частым сюжетом в религиозной живописи. На картине художника показаны мать и дочь. Обе они совершили страшное преступление. Саломея изображена белокурой девицей с голубыми глазами, с цветущим румяным лицом, обольстительным телом. Она облачена в роскошные одежды, в которых исполняла танец, голова ее убрана в изысканную прическу с заплетенными косами и украшена жемчугом. Взгляд ее направлен на зрителя, в нем нет ни капли раскаяния за совершенное преступление. В своих руках она держит блюдо, с главой Иоанна Крестителя. Рядом с ней показана Иродиада в образе уродливой старухи с морщинистой кожей, тонкими поджатыми губами. На голове ее повязка из грубой ткани, облик ее неряшлив, он создает контраст с юной ухоженной Саломеей. Взгляд Иродиады обращен к дочери, он исполнен зависти из-за красоты и молодости белокожей и златокудрой Саломеи, и одновременно в нем проскальзывает коварное торжество над удачно исполненным ей замыслом убийства праведного Иоанна.

Лицо пророка Иоанна на блюде притягивает внимание своей бледностью. Глаза Предтечи чуть приоткрыты, кажется, что он все еще взирает на своих убийц, вследствие чего создается впечатление, что он сейчас начнет свою обличительную речь. Художнику удалось придать облику Иоанна величие и благородство, которые делают его победителем в этой истории.

Картина построена на контрасте двух образов – матери и дочери, красоты юности и уродства старости. Между ними образ Иоанна Крестителя как выражение духовной праведной жизни, которая была прервана преступным замыслом обеих женщин.

История

Картина написана приблизительно в 1630-40 гг. В настоящее время находится в Палаццо Бьянко Музея Страда Нуова в Генуе, коллекции которого она была оставлена в 1926 году Э.Л. Пейрано. Типичная для стиля художника, она сочетает фламандское внимание к деталям с уроками, которые мастер извлек из работ Караваджо.

Рекомендуемая литература

Комментировать