Царь Давид

Царь Давид

Описание

На картине изображен царь Давид в преклонных летах, когда в его жизни произошли тяжелые события, являющиеся расплатой за содеянные грехи. Взор его обращен вперед, руки лежат на любимом инструменте – арфе. Царь о чем-то размышляет, возможно перед его взором предстает вся его жизнь, полная взлетов и падений, и уже на пороге смерти он осмысляет ее заново, понимая, что единственной опорой в мире сем является для него и его народа Бог. Только предстояние перед Богом, покаянная молитва спасает грешника от страшной кары, только искренне служение Богу дает радость и утешение уставшей душе.

Художник здесь следует традиции барокко: он творчески перерабатывает живописное наследие своего кумира Караваджо, создав свой стиль философского портрета. Так, лицо Давида, благодаря исходящему извне свету, становится более выразительным, печаль в его глазах и руки, лежащие на арфе, передают состояние покаянного размышления. Перед нами возвышенный образ праведника, испытавшего тяготы жизни, но не сломавшегося, не роптавшего на свою жизнь, а до последних дней, до самого конца смиренно исполняющего божественную волю. Темный фон словно излучает тепло и покой, свет, падающий на лицо Давида усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, призывая его к молитве.

История

Царь Давид – картина маслом на холсте Маттиаса Стома, созданная около 1633-1639 годов, ныне хранящаяся в Музее изящных искусств Марселя. Считается, что она принадлежала к набору из четырех картин, изображающих ветхозаветных царей. Эта группа сама по себе была частью более крупной группы из двенадцати произведений, в которую также входили четыре Отца Церкви (святой Амвросий, святой Григорий, святой Иероним и святой Августин Гиппонский) и четыре Евангелиста (святой Иоанн, святой Лука, святой Марк и святой Матфей), из которых святой Марк, Святой Иоанн и святой Амвросий сейчас находятся в Музее изящных искусств Ренна.

Рекомендуемая литература

Комментировать