Суд Соломона

Сюжет

Перед зрителем известный ветхозаветный сюжет, повествующий о праведном суде царя Соломона, его мудрости и рассудительности. «Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем» (3 Цар. 3:16-22). Чтобы произвести суд, Соломон притворно приказал разрубить дитя и отдал его той из женщин, которая пожелала сохранить ребенка жизнь, уступив другой. «И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3 Цар. 3:28).

Описание

В данном произведении художник делает акцент на реакции двух женщин на приказ царя Соломона разрубить ребенка пополам. Мы видим, как настоящая мать пугается, когда воин по приказу царя приближается, держа наперевес меч к младенцу. Она готова отдать его своей сопернице, лишь бы ребенок был жив. Суровое лицо воина, напряженные мышцы и беспомощное положение малыша передают реальность нависшей над ним угрозы. Внизу, под ногами женщины на белой пеленке, лежит бездыханный младенец. Положенный у самого подножия трона, он словно взывает зрителей к правосудию.

Соломон изображен белокурым безбородым юношей с уложенными и завитыми длинными волосами. Его роскошная одежда из парчи и алого атласа указывает на его царственное положение. Жест Соломона останавливает воина, готового привести приговор в исполнение. При этом он изучающе смотрит на одну из женщин, жестикуляция которой говорит, что она готова принять и такое решение. Вторая женщина, стоящая по правую сторону от царя, напротив, крепко держит тельце ребенка.

Возле царя, чуть поодаль в полумраке изображена свита, лица мужчин напряжены – они с нетерпением ожидают развязки возникшего спора.

Палитра, стиль и драпировка схожи с другими работами, написанными художником во время пребывания на Сицилии.

История

Считается, что картина была написана в Сицилии, где художник поселился около 1640 года, где написал большинство своих работ. Работа на эту тему вместе другими с четырьмя работами художника, представляет пятую версию.

Рекомендуемая литература

Комментировать