Суд царя Соломона

Суд царя Соломона
  • Дата создания: ~1625 г.
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 176×210
  • В Библии: 3Цар. 3:16-28
  • Оригинал: Лувр‚ Париж

Сюжет

Перед нами известный ветхозаветный сюжет, подчеркивающий мудрость царя Соломона. Суть его состоит в следующем: две женщины-блудницы пришли на суд к царю Соломону чтобы разрешить возникшую между ними тяжбу. Обе женщины жили в одном доме, обе одновременно родили сыновей. Но случилось так, что у одной из них младенец умер ночью – мать его «заспала» (3Цар. 3:19), и отчаявшаяся мать решила подменить мертвого ребенка живым, украв его у своей подруги. Каждая из женщин утверждала, что живой младенец именно ее родной сын. Чтобы разрешить этот спор, царь Соломон принимает следующее решение: своим слугам он приказывает принести меч и дает распоряжение рассечь живого младенца и каждой женщине отдать по половине.

Одна из женщин согласилась с этим решением, тогда как другая, та, что была подлинной матерью живого чада, стала умолять царя оставить младенца живым и передать его своей сопернице. Таким образом, выяснилось, что именно она была истинной матерью живого ребенка, и тяжба была благополучно разрешена.
Следует отметить, что данный сюжет нашёл своё отражение в античной литературе, в живописи Помпей.

В христианском искусстве иконография Суда Соломона используется достаточно рано, например в росписях церкви Сан Паоло Фиори ле Мура. Также мы встречаем его в так называемых средневековых «морализованных Библиях», где этой сцене дается богословское прочтение: женщина, которая солгала и этим выдала себя, является символом Синаноги, образом ложного знания и неистинной, чисто внешней, законнической любви, тогда как женщина, оказавшаяся истинной матерью – символом Христианской Церкви, в которой сокрыта вся полнота истинной, живой любви.

Сам же Соломон является одним из прообразов Господа Иисуса Христа (вочеловечившегося Сына Божьего, Который, согласно Писанию, есть «Божья сила и Божья Премудрость» (1Кор.1:24). Некоторые исследователи воспринимают суд Соломона как прообраз Страшного Суда. Вместе с тем можно сказать, что подлинная мать ребенка выражает истинную любовь и готовность к самопожертвованию, а другая женщина – ложную любовь и корысть.
Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов.

Описание

Картина «Суд Соломона» построена на контрастах, художник показывает борьбу истины и лжи. Царь Соломон здесь представлен властным судьей, обнажающим истину. Здесь полностью отсутствует какая-либо идеализация, движения героев резки, порывисты. Две женщины – это действительно блудницы – с растрепанными волосами, плохо одетые, с грубыми чертами лица.

Жестокость жизни и контрастирующая с ней жажда правды – это правда христианина, уповающего на Бога. Представленный на данной картине суд может служить напоминанием о суде Божьей правды, о Частном и об окончательном Страшном Суде.

История

Валантен де Булонь – французский живописец, уроженец городка Куломьен. Годы жизни: 1601-1634. Был сыном живописца и уже с раннего детства проявил свой художественный дар. В ранней молодости, как и многие начинающие художники, переезжает в Италию, в Рим, где огромную славу приобрела первая художественная академия Святого Луки. Там он знакомится с известным художником Никола Пуссеном, но испытывает сильное влияние оппонента Пуссена – известного живописца Караваджо, что впоследствии сказалось на его художественной манере. Как и для Караваджо его героями становятся простые люди «с улицы», бедняки, крестьяне, разорившиеся ремесленники. Однако всех их объединяет единый порыв – внезапное озарение, призвание следовать здесь и сейчас за Христом. Как и у Караваджо, в картинах Валантена де Булоня христианство врывается в существующий мир; происходит это внезапно, мгновенно, подобно молнии среди ясного неба. Как и у Караваджо, основная тема художника – суета сует, Vanitas, с темой смерти и быстротечности жизни. Для художника характерен психологизм, нарочитый драматизм, где жизнь и смерть ведут между собой борьбу в человеческом сердце.

Рекомендуемая литература

Комментировать