Совлечение одежд с Христа

Эль Греко (1541-1614)
Совлечение одежд с Христа

Сюжет

Художник показал один из эпизодов Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. По свидетельству трех евангелистов, с Иисуса были сняты одежды, которые стали делить между собою солдаты. Подробнее всего этот эпизод описан в евангелии от Иоанна: «взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». (Ин.19:23-24).

Описание

Картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа» не совсем обычна: на ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа» — эти темы были заданы Тридентским Собором.

В центре композиции мы видим Иисуса Христа, облаченного в красный хитон, являющийся символом Его царского достоинства. Спасителя плотным кольцом окружает толпа и кажется, будто фигура Иисуса безвольно плывёт в этом бурлящем потоке ожесточённых или, наоборот, безразличных лиц.

Один воин готовит крест, забивая в дерево гвозди, другой занёс руку над Христом, чтобы сорвать одежду.

На переднем плане, в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь.

Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По-разному реагируют люди на происходящее. Слева от Христа — фигура воина, который в момент смерти Иисуса уверовал в Него, воскликнув: «Воистину ты есть  Сын Божий!»

Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением. Мы видим блеск начищенного пик, копий, топоров. Среди шумной толпы присутствуют два разбойника, ведомые на казнь. На их перекошенных лицах выражение ужаса и отчаяния.

На фоне этой взволнованной, тревожной толпы выделяется светлый смиренный лик Христа, взор Его обращен к Небу. Руки Его связаны веревкой, одну из них тянет к себе облаченный в зеленую рубаху раб, другой рукой он пытается сорвать багряницу.

Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем мафории и две сопровождающие ее женщины – Мария Магдалина и Мария Клеопова. Не видя того, что с Христа собираются сорвать одежды, они как завороженные смотрят на орудие будущей казни, на механическую работу солдата, который подготавливает крест для распятия.

Прекрасная белокурая Мария Магдалина пытается отстранить Богоматерь от этого страшного зрелища. Все чувства и мысли женщины обращены к будущему, которое очень скоро станет настоящим — мученической смертью Иисуса Христа и Его Воскресением, о котором еще никто не знает.

История

В 1577 году Эль Греко в поисках заказа приезжает в Толедо и тут же находит работу – его просят написать картину для кафедрального собора на очень редкий религиозный сюжет – Снятия с Христа одежды.

Критика

Работа получилась очень повествовательной и эмоциональной, сначала она не понравилась духовенству Толедо. По их мнению, Эль Греко отступил от важных религиозных канонов написания Спасителя. В частности, фигура Христа находится ниже некоторых других героев картины, тогда как традиция предусматривала, чтобы Спаситель возвышался над всеми. Но полотно было все же выставлено в соборе, что только увеличило славу художнику и принесло много заказов.

Рекомендуемая литература

Комментировать