Воскрешение дочери Иаира

Воскрешение дочери Иаира

Сюжет

Изображаемый Поленовым сюжет мы находим в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. Наиболее подробное описание этого события показано в Евангелии от  Марка.

Описание

На картине мастера показан тот момент, когда Спаситель повелевает дочери Иаира встать с постели, беря ее за руку и простирая Свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка, начальник синагоги Иаир.

Художник показывает богатую обстановку дома: на полу расстелен красивый пестрый ковер в бордово-золотистых тонах, изысканно убранную кровать с полосатым покрывалом, под голову девочке положен мягкий валик. Рядом стоит табурет, на котором расположен кувшин с водой. У изголовья кровати стоит столик с богатой скатертью. Художнику удалось очень точно передать приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах картины, которые удачно контрастируют с затемненными участками.

Богатая цветовая гамма отражает восточный колорит,  который мастерски передает Поленов, как бы погружая зрителя в библейскую эпоху.

Персонажи, изображенные на картине, очень выразительны: это жест Иисуса Христа, призывающий мертвую девочку встать, и волнение родителей, изумление слуг начальника синагоги. Художнику удалось выразить глубину веры Иаира, который призывает Спасителя исцелить его любимую дочь. По его вере и дается это чудо — дочь его воскресает. На ее лице мы видим румянец, черты лица ее преображаются под действием молитвы Спасителя.

Собственно в этом эпизоде показывается сила спасающей веры, перед которой не властна смерть.

История

Картина «Воскрешение дочери Иаира» писалась Поленовым в 1871 году для участия в конкурсе на получение золотой медали Художественной Академии. Одновременно с Поленовым этот сюжет был написан другим художником – И. Репиным. В картине Поленова была отмечена жизненность, удачный подбор цветовой гаммы и составленная автором композиция картины. Однако, критики выразили мнение, что Поленов несколько смягчил драматичность картины, изобразив девушку уже ожившей, отчего глубина сюжета оказалась раскрыта не в полной мере. Между тем, многими была отмечена большая теплота чувства, которую выразил Поленов в образе девочки, тянущей бледную, худенькую руку ко Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные поездки в качестве пансионеров Академии.

Рекомендуемая литература

Комментировать