Святые жены у гроба

Святые жены у гроба

Сюжет

Картина посвящена Воскресению Христову. Художник повествует о женах-мироносицах: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой, Саломии, пришедших после Распятия помазать тело Спасителя благовонными маслами, и увидевших, что гроб пуст. Их встречает Ангел Господень, открывающий им тайну Воскресения Христова: «И войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись…» (Мк. 16:6).

Описание

Перед зрителем представлена встреча жен-мироносиц с Ангелом. Сидящие возле входа в пещеру жёны одеты в темные траурные одежды, их лица выглядят уставшими и изнеможденными от пережитого горя. Три женщины заглядывают в Гробницу, заполненную ярким ослепительным светом. Однако перед их взорами предстает нечто неожиданное – камень от гроба оказывается отвален, а могила пуста. Испуг и недоумение читаются на лицах двух святых жен, растерянность ­– в позе третьей, представленной спиной к зрителю, упавшей на колено и ухватившейся в смятении за край Гробницы. В этот момент перед ними предстает Ангел, провозглашающий радостную весть о том, что Христос не умер, Он воскрес из гроба. Художник изобразил его в потоке яркого света, льющегося из пещеры, с поднятой вверх правой рукой, словно останавливающим траурную процессию.

Художнику удалось передать сильное смятение на лицах женщин, их сомнение в явившемся видении. Кажется, что они ещё не до конца поверили словам Ангела, они все ещё подавлены горем, которое читается в их глазах.

Движение, развивающееся по диагонали в глубину, при этом снизу вверх, обостряет драматичность представленной сцены. Композиция построена так, что зритель находится справа, смотрит на изображенную сцену снизу и оказывается вовлеченным в происходящее, словно заглядывая в Гробницу вместе с женами-мироносицами. Фигуры даны в необычном ракурсе – со спины, взгляд женщин обращен в просвет пещеры, в которой виден златокудрый Ангел, облаченный в белые одежды. Художник использует приглушенные оттенки для изображения окружающей обстановки и более насыщенные краски для того, чтобы выделить фигуры. Хорошее знание художником анатомии позволило ему с необычайной точностью передать позы женщин. Сама картина отражает смешанные чувства грусти и воодушевления одновременно.

История

Вильям Бугро известен как мастер светской и религиозной живописи. Его кисти принадлежит немалое количество произведений на евангельские сюжеты. Картина «Святые жёны у гроба Господня» была написана в поздний период творчества художника и представляет собой скорбную сцену оплакивания распятого Христа женщинами, пришедшими с благовонными маслами для Его тела.

Критика

Творчество Бугро весьма плодотворно – за свою жизнь он создал более 800 полотен. Художник был чрезвычайно неприхотлив, аскетичен и одержимо трудолюбив. «Неизменно каждый день в назначенный час он приходил в мастерскую, садился за работу и работал до самого вечера», – писал о художнике его современник, критик Пьер Верон. «Художник стремится к своему идеалу и ищет в своих типах мужчин, женщин и детей небесное совершенство», – отмечал Ф.И. Булгаков.

Однако живопись Бугро подвергалась критике со стороны художников-модернистов. Французский писатель Ж.-К. Гюисманс язвительно говорил, что Бугро изобрел «газированную живопись». Один из крупнейших представителей импрессионизма Э. Дега ввел даже пренебрежительный термин «bouguereauté» («бугровщина») для иронического обозначения академической живописи, построенной на аккуратных растяжках цвета и мягких контурах.

Рекомендуемая литература

Комментировать