Голгофа (Стояли вдали…)

Голгофа (Стояли вдали…)

Сюжет

Перед зрителем разворачивается сцена Распятия.

Описание

Всю жизнь Поленов стремился к искусству возвышенному, очищенному от житейских мелочей. Ярким примером нетривиального искусства стала выполненная серия, посвященная жизни Иисуса Христа. За основу повествования художник взял известное в то время сочинение Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Картина «Голгофа» наиболее яркая и выразительная среди серии работ на евангельские сюжеты, она поражает своим глубоким психологизмом, сцена Распятия представлена здесь нетривиально, художник намеренно здесь нарушает устоявшиеся каноны.

Перед зрителем предстает сцена Распятия. Но она изображена на заднем плане, вдали. Мы не видим креста, не видим фигуры Спасителя, ее загораживает огромная толпа, пришедшая на место казни.

На первом плане показаны со спины безмолвные свидетели происходящего – ученики Христовы. Они стоят на дороге, ведущей к лобному месту. Их взгляд прикован к толпе, они в изумлении и ужасе наблюдают за происходящим событием. Женщина в иссиня-черном мафории опирается в изнеможении на стену, словно ища опоры – вероятно, это Матерь Божия, переживающая самый страшный трагический момент в жизни – Распятие и смерть Своего Сына. Рядом жены-мироносицы и Апостолы – они стоят замерев в безмолвном ожидании. В их позах напряжение, выдающее их скорбь, бессилие, покорность одновременно.

Художник выбирает интересный ракурс в своей работе. Зритель словно становится частью действия и смотрит в одну сторону с персонажами картины. Поленов удалил лобное место от зрителя настолько, что тот не видит самого распятия, а лишь угадывает его. Но трагичность момента ощущается в выразительных фигурах учеников Христа, готовых последовать духовной жизни учителя; в фигуре Марии в черном, передающей чувство тревоги; в пейзаже; в эмоционально написанном на световых контрастах небе. Статичные монолитные фигуры первого плана составляют с пейзажем единое гармоничное целое, подчеркивают торжественность, трагизм происходящего и вместе с тем величие Христа, приносящего Себя в жертву ради людей. Благодаря широкому развороту пространства, здесь есть ощущение беспредельности мира, характерное для эпических пейзажей Поленова, а благодаря спокойно-изображенному небу и светлому колориту, – ощущение просветленности.

История

Картина входит в грандиозный, насчитывающий более 70 произведений, цикл Поленова «Жизнь Христа». Художник работал над ним более 40 лет. Последний раз картины цикла вместе выставлялись в 1914 году в Москве. Часть работ художник раздарил своим друзьям, некоторые разошлись по коллекционерам и музеям, ряд картин (включая эту) оказались в США.

«Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, это трагичный, ужасный, но в то же время и грандиозный конец…», – писал художник.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Елена, 19.03.2024

    «Женщина в иссиня-черном мафории опирается в изнеможении на стену, словно ища опоры – вероятно, это Матерь Божия, переживающая самый страшный трагический момент в жизни – Распятие и смерть Своего Сына.» Вряд ли… Поленов хорошо знал текст Евангелий. В их изложении Богородица и Иоанн Богослов стояли при Кресте.

    Ответить »
    • kozhelga, 20.03.2024

      Мария стояла с женщинами. На этот счет есть хороший комментарий св. Иоанна Кронштадского: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это
      Те, коих сердцу всего ближе был Иисус распятый, стояли издалеча от креста, потому что ближайшие места заняты были старцами иудейскими, воинами и народом. Они следили взором за вожделеннейшим Господом». Иоанн Кронштадский, Дневник. Том II. 1857–1858 . Когда Христа распинали, они стояли вдали, так женщин не подпускали к месту казни, а после Распятия, ученики и жены (а с ними Матерь Божия) подходят к Кресту.

      Ответить »