Святой Андрей, несущий свой крест

Гверчино (1591-1666)
Святой Андрей, несущий свой крест
  • Дата создания: 1650-е гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 117×96.4 см

Сюжет

Перед нами сюжет из жития апостола Андрея: после Сошествия Святого Духа ученики Христовы отправились с проповедью Слова Божия в разные концы земли. Святому Андрею по выпавшему жребию досталась Фракия и Скифия, где он проповедовал учение Иисуса Христа. Андрей был первым, кто засвидетельствовал воскресение Иисуса, и последовал за ним, чтобы донести до людей чудеса, которые происходили с Божьей помощью, за что его и прозвали «Первозванным».

В течение всей жизни апостол Андрей проповедовал веру в Бога, за что не раз подвергался гонениям и наказаниям. В городе Патры, после многочисленных чудес, Андрей был вынужден принять смерть по приказу правителя города. Распяли святого Андрея Первозванного в 67 году на диагональном кресте, привязав руки к его вершинам. Перед смертью Андрей воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой», и крест засиял; так Господь принял душу святого Андрея Первозванного. Косой крест, на котором казнили апостола стал называться Андреевским крестом. Хотя прямого указания на такую форму ни в одном древнем источнике нет, в живописи, начиная с X века и прочно утверждаясь в эпоху Возрождения, крест становится традиционным атрибутом апостола Андрея.

Описание

Художник представил поясное изображение апостола. Согласно устоявшейся иконографической традиции, святой Андрей изображался седовласым мужчиной с короткой бородой. Однако Гверчино изобразил святого Андрея старцем с густой бородой, облаченным в одежды своего времени. Правильные черты лица выражают смирение и упование. Взор святого Андрея обращен к небу, передавая внутреннюю молитву к Богу. Руками он поддерживает огромный крест, плечом подпирая перекладину. Крест – символ страдания становится для него драгоценным сокровищем, открывающим путь к спасению.

Фоном картины художник сделал часть стены, на которой сквозь выщербленные камни пробивается молодая трава. Руины в религиозной живописи символизируют окончание Ветхого Завета. Зеленая трава на них символизирует начало эпохи Нового Завета, явление миру Спасителя, Его Распятие как символ победы над смертью и адом. Небесный свод, занимающий большую часть картины, символизирует Небесное царство, открывшееся праведному ученику Христову.

Гверчино создает идеализированный образ, акцентируя внимание зрителя на лице и руках Апостола. Для него было важно выразить образ мысли и образ действия – веру Апостола и его труды, его мученическую смерть, отверзшую врата Небесного царства. Таким образом, образ мысли христианина должен совпадать с его образом действия – знание о Христе, Его учении должно совпадать с исполнением Заповедей, данных Спасителем.

История

Картина создана художником в 1650-х годах, в Болонье, где Гверчино занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. В этот период на его творчество оказала большое влияние живопись Гвидо Рени, вследствие чего палитра красок сменилась на более светлую и холодную, а образы стали более отвлеченными и идеализированными.

Рекомендуемая литература

Комментировать