Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею

Сюжет

В основе сюжета картины житие преп. Сергия в редакции Пахомия Логофета. Эпизод взят художником из детства, отрок Варфоломей долго не мог овладеть книжной грамотой и получал за это низкие отметки. Чтобы все же выучить заданные уроки, он начал горячо молиться Иисусу Христу. Из жития Сергия Радонежского мы знаем, что однажды мальчика Варфоломея отец послал найти пропавших жеребцов. И вот однажды, когда по заданию родителей он был в поле, ему открылось видение: перед ним предстал старец в монашеских одеждах. Он спросил мальчика, о чём тот мечтает, и Варфоломей ответил ему, что очень хочет обучиться грамоте, которая ему никак не дается. Старец, выслушав отрока, протянул ему маленький ковчежец с просфорой, пообещав, что Варфоломей научится грамоте.

Так и случилось. Произошло чудо, и юный Варфоломей обогнал по грамотности всех своих сверстников. И более того, повзрослев, стал великим богословом и подвижником.

Описание

На картине Нестеров изобразил необычную встречу будущего праведника с Ангелом Господним в образе старца.

Главная задача, которая пластически реализуется художником в этой картине, – соединение реальности происходящего с чудесностью видения. Удивительно, но в изображенном пейзаже мы не наблюдаем времени, оно как бы замерло на миг. Растворяющиеся неяркие краски переживаются как весеннее пробуждение и как увядание осени. Пространство, за счет высокой линии горизонта, поднимается ввысь, становясь декоративной плоскостью, мерцающей древним золотом икон. В момент созерцания земное соединяется с небесным. Мы уже смотрим на мир не своими глазами, а глазами святого отрока. Его хрупкая фигурка в светлой домотканой рубашечке становится центром композиции. Перед ним возвышается темный силуэт монаха, таинственно отделяющийся от дуба. Скрытое лицо старца, нимб над его головой усиливают ощущение чудесности происходящего. Это ощущение чуда усиливается тем, что мы не видим лица старца. Причём есть эскиз, на котором он стоит к нам лицом, но художник впоследствии отказался от такой композиции, поставив старца боком и прикрыв его лицо капюшоном.

Нестеров очень долго искал модель для образа Варфоломея. Но каждый раз лицо получалось слишком обыкновенным, пока однажды художник не встретил девочку, больную чахоткой. Заострённые болезнью черты лица, большие выразительные глаза понравились Нестерову. В них была какая-то особенная одухотворенность, и художник счел этот образ подходящим для Варфоломея.

В результате Варфоломей вышел тонким, хрупким, но в нем чувствуется великая сила духа.

Пейзаж мы видим реалистичный. Такую холмистую даль с маленькой речкой Ворью, зелёными огородами и тонкими деревцами художник подсмотрел в окрестностях Абрамцева. Там он гостил у Саввы Мамонтова, известного мецената.

Художник выбрал именно этот пейзаж, так как он очень русский и в чём-то отражающий его героев. Тонкие деревца вторят худенькой фигурке мальчика. А ларчик в руках старца перекликается с церковью на дальнем плане. При этом пейзаж спокойный, обладающий тихой красотой, осенний. Такие пейзажи писал, как известно, Левитан.

Ещё обратите внимание, что передний и задний фоны не сильно взаимодействуют. Фигуры отделены от дальнего плана косой линией холма. Нестеров пишет гладко и не стремится к иллюзии вибрации воздуха.

В результате у нас проявляется что-то похожее на иконописный канон.

История

Творческий путь Н.В. Нестерова был достаточно сложным, художник начал писать картины в стиле И. Репина, но затем постепенно у него вырабатывается свой фирменный «нестеровский стиль», который одни исследователи характеризуют как модерн, другие видят в нем связь с иконописью и называют неорусским, видя в нем некое согласие с неорусским стилем в архитектуре. Такое изменение было не случайным: у художника всегда был последовательный интерес к религиозным сюжетам, под влиянием символизма его начинает интересовать мистическое начало в человеке. Однако мастер проявил интерес не к мистике гностицизма и теософии, которая была распространена в интеллигентской среде того времени, а к мистической, духовной жизни русских святых. В частности, художнику был особенно близок образ преп. Сергия Радонежского, с которого началось духовное возрождение Руси. Именно в этот период мы видим расцвет исихазма, который дал не только великих подвижников, но и выдающихся художников: преп. Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Нестеров ещё в начале 1880-х задумал написать серию картин о Сергии Радонежском. «Видение отроку Варфоломею» была первой в этом цикле.

Идею для написания картины «Видение отроку Варфоломею» подсказала Нестерову художница Е.Д. Поленова, которая загорелась идеей собрать и издать иллюстрированные жития святых для простого народа. Она и предложила Нестерову нарисовать сцены из жития преп. Сергия Радонежского.

Первый эскиз художник набросал в Италии, во время знакомства с живописью западноевропейских мастеров. Однако стремление обрести свой стиль, заставило художника обратиться к изучению древнерусского искусства, и в частности к древней иконописи. Его интерес совпал с общим возрождением иконописи – именно в этот период начинают выставляться коллекции икон, которые сохранили старообрядцы. Послабления императорского двора к старообрядческой культуре в этом смысле сыграло важную роль: до этого периода иконопись рассматривалась преимущественно как ремесло, она переживала упадок, потеряв высокое качество исполнения.

Образ преп. Сергия Радонежского для художника был важен в связи с возрастающими нестроениями в обществе – именно с подвига этого святого начинается подъем, восстановление поруганной татарами русской земли.

Рекомендуемая литература

Комментировать