Напутствие великого князя Михаила Тверского

Напутствие великого князя Михаила Тверского

Сюжет

Картина служит иллюстрацией текста известного историка, автора «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, где повествуется о мученической смерти князя Михаила Тверского в 1317 году. Первая четверть XIV века была едва ли не самым трагичным периодом в истории России. Только отчаянные усилия великого князя Михаила Ярославовича Тверского смогли спасти страну от распада и последующего уничтожения. Великий Князь первым начал объединять Русь, он также первым вышел на открытое столкновение с Ордой и был приговорён к смерти. Зная о грядущей участи, он не стал спасаться бегством. Стремясь не допустить карательного похода Орды на Тверскую землю, он смиренно отправился к монгольскому хану Узбеку и принял мученическую смерть «за други своя», за Отечество. Враги вырезали Михаилу сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.

Описание

На картине показан тот момент, когда князь, зная, что его ждет неминуемая смерть, стал к ней готовится как это полагалось правоверному христианину. Отстояв заутреню, он наугад открыл Псалтирь и прочитал там следующие слова: «Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». И действительно сердце князя было исполнено страха. Открыв Псалтырь во второй раз, он прочитал следующее: «Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию». И, тогда как будто камень свалился с его души: уповая на Господа, он был готов принять смерть.

На полотне мы видим, как князь, преклонив колена, обняв бросившегося к нему в объятия сына, обратил свой взор к священнику. На шее Михаила уже замкнута деревянная колода. Сзади него уже приготовил меч палач, чтобы исполнить смертный приговор. Он приподнимает полог огромного шатра, лицо его искажено ненавистью к русскому князю, рядом с которым священник и диакон, напутствующие его перед кончиной.

Священник перстом указывает на раскрытую Псалтирь, правая рука приподнята, лицо его исполнено глубочайшей скорби и удивлением при виде стойкости князя.  А в его шатёр уже вломились убийцы, подосланные предателем князем Юрием Даниловичем и его другом Кавгадыем. В этот момент полог шатра разверзся и явился с неба Ангел Господень с крестом. Это видение открылось лишь верующим, татары его не замечают.

Картина выполнена в академическом стиле, для которого была свойственна нарочитая театральность, назидательность, деление персонажей на две категории – положительных, показывающих зрителю достойный пример подражания и отрицательных. Положительные персонажи здесь князь с семьей и священство. Отрицательные – татары. Занавес шатра, в который вошел великий князь, выполняет роль кулис. Расстановка фигур на картине театральна, художник мастерски передает трагизм, особенно удачно ему удался образ князя-страстотерпца, окруженного сыновьями.

Художнику удалось передать глубокий психологизм изображаемых персонажей, заставляя зрителя почувствовать жестокую  реальность этого трагического события.

История

В 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу для изучения мирового искусства. Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста. В Италии была написана и эта картина.

Рекомендуемая литература

Комментировать