Преподобный Пафнутий Боровский

Преподобный Пафнутий Боровский
  • Дата создания: 1890-е гг.
  • Техника: фреска
  • Материал: темпера
  • Размер: ?

Сюжет

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска. Когда ему исполнилось 20 лет, он покинул родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком. Когда скончался настоятель монастыря, святого избрали игуменом. Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, Пафнутий ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новом месте был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример своим благочестием и вел строгую жизнь: келия его была беднее всех, питался скудно, а в некоторые дни совсем отказывался от пищи. При этом преподобный занимался самой тяжелой работой: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, и в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей.

Описание

Художник изобразил святого в состоянии глубокого созерцания: глаз его закрыты, руки сложены в молитвенном жесте, на запястьях висят массивные четки из черного граната. Над головой святого золотой нимб. Лик Пафнутия аскетичен и строг, в нем показана полная отрешенность от всего мирского. Впалые щеки, густые брови, полузакрытые глаза с темными кругами свидетельствуют о строгом монашеском трезвении, проведенном в тяжелых трудах и непрестанной внутренней борьбе со страстями. Здесь умолкает все мирское, в облике преподобного полная отрешенность от всего земного. Перед нами высшая степень молитвенного созерцания, именуемая исихией, где «молчит всякая плоть человеча».

Критика

«Подводя итог нашему впечатлению, мы бы назвали г-на Котарбинского художником живописной экспрессии, воспитанным на благородных мотивах природы и искусства, наделенным поэтическим и творческим воображением, еще не до конца проясненным и твердым в своих наклонностях, но всегда способным быстро прийти к пониманию того, что составляет подлинную основу искусства: к красоте формы. […] В целом, это первоклассный и очень оригинальный талант, который, возможно, не сразу произнесет свое последнее слово, но однажды зазвучит громко и величественно», – писал известный критик Завадский.

Рекомендуемая литература

Комментировать