Александр Невский в Орде

Александр Невский в Орде

Сюжет

Перед нами сюжет из жития Святого Александра Невского. Известно, что благоверный князь Александр Невский неоднократно посещал Орду, проведя там в общей сложности четыре с половиной года. Избрав ля себя путь смирения перед численно превосходившей его военной силой степной империи, он раскрылся как даровитый дипломат, что было столь необычно для князя-воина к тому времени стяжавшего у народа прозвище Невский после разгрома шведов на Неве.

Как гласит Житие благоверного князя, однажды ордынский хан Батый повелел ему исполнить языческий обряд поклонения идолам, употребляемый при приеме иностранцев. На это великий князь ответил категорическим отказом, завоевав своим мужественным поступком уважение монголов, отличавшихся, впрочем, веротерпимостью. Данный факт, если он действительно имел место, подтверждает личное благосклонное отношение к Александру со стороны Батыя, казнившего при тех же обстоятельствах святого страстотерпца князя Михаила Черниговского.

Описание

В 1877 году художник исполнил на стенах храма Христа Спасителя в Москве четыре композиции из жития благоверного князя Александра Невского. Обычное для произведений художника обилие исторических деталей, создающих богатство и роскошь обстановки, звучность колорита ставили эти произведения в число главных украшений величественного церковного интерьера.

Картина показывает, как Александр Невский, приехав в Орду, отказался от исполнения обряда поклонения языческим богам, который монголо-татары, будучи язычниками, предлагали в знак гостеприимства всем прибывшим к ним гостям. Отказ от обряда рассматривался как знак неуважения, и за него князь Михаил Черниговский был казнён. Художник показывает сложное решение, которое принимает Александр Невский – он готов принять смерть за веру, правая рука лежит на груди, свидетельствуя о его верности и стойкости исповедовать Христианство, а левая резким жестом поднята вверх в знак неприятия предложения поклониться идолам. Лицо Александра Невского направлено в сторону языческого капища, где все готово к исполнению обряда поклонения идолам, но корпус тела его развёрнут в противоположную сторону.

Между тем все уже приготовлено к богомерзкому обряду: на коленях перед горящим костром сидит шаман, держа в руке бубен. Его лица не видно, но жесты свидетельствуют о готовности совершить обряд. Находящееся татарское посольство удивлено и обескуражено отказом русского князя. Александр Невский с достоинством и стойкостью отвергает их предложение.

Художник изображает божка на пьедестале в карикатурном виде: перед нами уродливый образ языческого идола с раздутым животом, кривыми ногами, множеством рук. Вероятно, перед нами статуэтка будды: татары как язычники принимали всех известных и богов в свой пантеон.

Действие происходит туманной лунной ночью. За спиной Александра Невского видны колонны буддийского храма. Но несмотря на недоумение монголо-татарских воинов, Александр Невский смело выступает в защиту своей веры. Так великий князь смог снискать уважение и терпимость к своей вере в Орде.

История

До наших дней не сохранились подлинные росписи художника, так как храм был взорван в 30-е годы ХХ столетия. Однако сохранились живописные эскизы к фрескам хранятся в Государственном Русском музее.

Рекомендуемая литература

Комментировать