Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Сюжет

Художник открывает нам событие ноября 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову отправили в заточение. Согласно одному преданию, когда сани с боярыней поравнялись с Чудовым монастырем, она простерла правую руку «и ясно изъобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию (цепью. – Прим. ред.) же такожде часто звяцаше». Считается, что именно этот момент и отражен художником на картине.

Описание

В отечественной истории Сурикова влекли переломные для русской истории времена, в которые выковывались сильные и волевые характеры.

На картине представлены драматические события, связанные с историей раскола, начавшегося с книжной справы – исправления книг по греческим образцам и закончившийся серьезным противостоянием ее сторонников и противников. Выросший в старообрядческой среде, Суриков обращается к теме не случайно: трагическая судьба опальной боярыни Морозовой поразила его еще в детстве, когда он впервые услышал о ней рассказ. Феодосия Морозова принадлежала к древнему боярскому роду. Она была ярой противницей реформ Никона и последовательницей протопопа Аввакума, духовного главы раскольнического движения на Руси в XVII столетии. Приняв мученическую смерть, она стала символом стойкости и глубокой веры в старообрядческой среде. Прошли годы, но дремавший в памяти образ Феодосии Морозовой не отпускал художника, и впоследствии появляется желание запечатлеть его на холсте.

Суриков изобразил момент, когда Морозову, закованную в цепи, провозят по московским улицам как тогда говорили «на позорище».

Во всем облике Морозовой выражена фанатическая сила, готовность идти на любые муки, но остаться верной своей идее. Вторит двуперстию Морозовой, символу старой веры, юродивый, тянется за санями нищенка, склоняет перед боярыней красивую голову юная боярышня в голубой шубке, бегут за розвальнями мальчишки, непременные свидетели всего, что происходит на московских улицах. Они олицетворяют живую связь времени настоящего и будущего, сохраняя в памяти реальность, становящуюся для следующих поколений историей. Так и Суриков подростком не однажды бывал вовлечен в круговорот сибирских событий, впечатления от которых вплетались в канву его исторических полотен.

Московский люд XVII века в пестроте одежд, состояний, возрастов и отношений к Морозовой заполняет картину. Это живописное полотно являет полное единство глубоко драматического содержания и щедрой красоты живописи. Морозный воздух, искрящийся голубой снег, богатое разнообразие одежд, маковки церквей, опушенные снегом крыши домов сливаются в стройное живописное звучание, подобно мощному многоголосию хора или оркестра, подчиненного воле дирижера.

Центральным образом картины является сама боярыня. Будучи богатой женщиной, она посажена в простые сани, покрытые утлой соломой. Но это унижение она стойко переносит, охваченная единственной идеей – исповеданием старой веры. Поднятая рука с двуперстным знамением удивляет и пугает изумленную толпу. Но на бледном изможденном лице нет ни капли сомнения – она готова принять поношения и смерть, но до конца все равно будет исповедовать старую веру. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила.

Весьма красноречиво и выразительно изображена художником толпа сопровождающих людей. На лицах испуг и изумление, одни готовы отступиться, те, кто сочувствует, в безмолвии застыли. Сестра ее, княгиня Урусова, прощается, предвидя те же самые гонения. Она погибнет рядом с ней, но также не отступится от веры. Из этой пестрой разновозрастной толпы поднял персты сидящий на снегу юродивый. Как в зеркале копируя событие, он выделяется из всей толпы, смущенной, сбившейся, не знающей как поступить в этот трагический момент.

Уродливые сани с посаженной на них боярыней Морозовой как бы прочерчивают линию между сочувствующими ей и ее обвинителями.

Художник строит на контрастах красного и черного, копируя во многом Тициана, однако здесь же – цветовое буйство красок, своеобразная симфония, заимствованная у импрессионистов. В картине мы не видим чисто красных, синих или желтых красок. Есть красные, синие, золотисто-желтые, содержащие также серебро морозного утра на утонувшей под рыхлым снегом московской улице.

История

Картина создавалась в период наивысшего расцвета творческих сил Василия Ивановича Сурикова. Его интерес к раскольническому движению вполне объясним: детство художник провел в Сибири, где было много старообрядцев. Крестная мать познакомила будущего живописца с рукописной «Повестью о боярыне Морозовой», и трагическая судьба мученицы запала ему в душу. Сюжетный замысел произведения возник у автора при виде вороны, бьющейся на снегу. Действительно, черная треугольная фигура в санях чем-то похожа на подбитую птицу. Живописец долго не мог найти подходящий типаж – уже были готовы все второстепенные персонажи, улица, дома, церкви, сани, колея, не хватало только главной героини. Наконец Сурикову повезло встретить у Рогожского кладбища старообрядку с «тем самым» лицом. Портретный этюд был создан за два часа.

Критика

Художник «Боярыню Морозову» закончил к 15-й передвижной выставке в Москве в 1887 году. Оценки были разноречивые: одних пугала «ковровая» пестрота огромного полотна, другие, наоборот, находили в ней колористическое совершенство. По художественному исполнению картина признавалась настолько сильной и беспрецедентной, что заслужила высочайшие оценки самых придирчивых знатоков искусства. Отмечали, что при долгом рассматривании с близкого расстояния картина «втягивала» зрителей в действие, они чувствовали себя причастными к допетровским временам, буквально находящимися там, среди разношёрстной московской толпы далёкой эпохи.

Одобряли отступление от академизма и находили в пёстром полотне отметины импрессионизма активисты «Мира искусства». Бенуа, их главный идеолог, находил композиционное решение картины (без глубины перспективы, привязки к конкретному месту действия и с большим количеством персонажей) типичным для тесных улиц Москвы и любых других городов, особенно провинциальных. Это придаёт событию характер повсеместности – действительно гонения староверов были по всей стране. Он же сравнивал картину с ковром, но в эту аналогию вкладывал смысл не уничижительный – художник отождествлял полотно с гармоничным изображением самобытной и прекрасной Руси.

Рекомендуемая литература

Комментировать