Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского

Сюжет

На картине представлен исторический момент поклонения мощам митрополита Филиппа во время интронизации митр. Никона на Патриарший престол. Митрополит Московский Филипп был известен как обличитель злодейств опричников царя Ивана Грозного, от руки одного из которых, Малюты Скуратова (как считается) и погиб. Первоначально он был захоронен в Тверском Отроче монастыре. Затем останки митрополита Филиппа были перенесены в Соловецкую обитель, где он почитался как святой. Летом 1652 года по инициативе Никона мощи митрополита Филиппа были перенесены из Соловецкой обители в Успенский собор Московского Кремля.

Примечательно, что ещё перед тем, как мощи святителя Филиппа покинули Соловецкий монастырь, Никоном, в присутствии братии обители, было зачитано «молебное послание» царя Алексея Михайловича, обращенное к святителю Филиппу. В этом послании содержались адресованные святителю слова: «Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда, чтобы ты разрешил согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистью, несдержанною яростью, ибо твое на него негодование как бы нас делает сообщниками его злобы… И ради этого преклоняю сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение своим пришествием к нам, да подашь ему прощение и тем да уничтожится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание». Когда мощи митрополита Филиппа были помещены в Успенском соборе, царь Алексей Михайлович, в день торжеств, преклонил возле них свои колени и вновь просил святителя простить грехи Ивана Грозного.

Описание

В основе картины – история интронизации митрополита Новгородского Никона на Патриарший престол в 1652 году. На холсте воспроизведена торжественная сцена в Успенском соборе Московского Кремля. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, которые привезли из Соловецкой обители в Москву, где они пребывали в течение 10 дней. Рядом с ним – облаченный в патриаршую мантию владыка Никон, с именем которого будут связаны трагические события раскола.

В деятельности митрополита Филиппа ряд исследователей видят образ противостояния церковной и светской властей. В представленном автором картины смиренном склонении царя перед мощами митрополита Филиппа можно видеть отражение идеи сближения, симфонии этих властей.

Перед зрителем предстает роскошное убранство храма, в центре его возвышается сень с ракой, где покоятся мощи убиенного по приказу царя Ивана Грозного митрополита Филиппа. Почтенно преклонил колени перед ним царь Алексей Михайлович. Рядом с ним возвышается могучая, величественная фигура патриарха Никона. На заднем плане виден клир, священство, взирающие безмолвно на происходящее событие. Тяжелое паникадило нависает над главами молящихся. Все это создает впечатление могущества и силы церковной власти. Художник явно показывает, что́ представляет идея симфонии властей, как понимает ее Никон, и как меняется политика царя.

Известно, что художник долго подбирал натуру. Прообразом святейшего Патриарха стал для него критик Владимир Стасов. Именно его статная, могучая фигура помогла воплотить внешний облик Патриарха Никона.

Работая над картиной, Александр Литовченко специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского кремля, стараясь быть верным истории.

Рекомендуемая литература

Комментировать