- Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
- Кто является раскольником?
- Каковы канонические прещения за участие в расколе?
- Действительны ли Таинства у раскольников?
- Является ли принятие раскольника в церковное общение актом уклонения в раскол?
- Если епископ вступил в церковное общение с раскольниками, имеет ли право священнослужитель перестать ему подчиняться?
- Уврачевание церковного раскола
- Церковные каноны о расколе
- Цитаты о расколе
Раско́л церко́вный (греч. σχίσμα (схисма) – раскол, раздор, схизма) –
1) нарушение церковного единства из-за различий, не связанных с учением о Боге. Это может сопровождаться самочинным священнодействием и созданием параллельной церковной иерархии (в терминологии свт. Василия Великого это называется самочинным сборищем, однако в более позднем словоупотреблении это принято называть расколом);
2) сообщества, возникшие в результате отделения от Православной Церкви группы христиан, грубо поправших принципы церковной дисциплины и порядка.
Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками (схизматиками). Причины возникновения церковных расколов различны. Нередко такими причинами выступают внутрицерковные конфликты и личные амбиции потенциальных раскольников.
От раскола, в строгом смысле, принято отличать внутрицерковное разделение, которое тоже иногда называют расколом. В последнем случае, обе стороны конфликта считают себя частью единой кафолической Церкви, однако не состоят в непосредственном евхаристическом общении. Причиной церковных разделений могут быть доктринальные, канонические, политические, культурные, церковно-административные, территориальные и иные противоречия, возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей. Средством преодоления церковных разделений является исключительно примирение, предполагающее восстановление утраченного межцерковного общения. Примером церковного разделения в XX веке может быть конфликт между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью заграницей (восстановление общения произошло в 2007 году).
Святой апостол Павел призывал верующих остерегаться «производящих разделения и соблазны, вопреки учению» (Рим.16:17).
Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Свт. Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство. Св. Иероним Стридонский писал: «Сперва ещё можно в том или ином отношении находить различие между схизмой и ересью, однако нет такой схизмы, которая бы не измыслила для себя что-либо еретическое, дабы в этом искать причину своего отделения от Церкви». На примере расколов Нового времени можно видеть, что они возникали тогда, когда некое второстепенное положение возводилось некоторыми людьми в ранг непререкаемой истины, мерила Православия. Например, идеологи старообрядческого раскола в России видели в обрядовой реформе искажение отеческой веры, сторонники старостильного раскола в Греции придавали принципиальное значение использованию юлианского календаря и т. п.
В сегодняшнем смысле слово раскол встречается у св. Ипполита Римского. Он был в расколе с папой Каллистом (217/218-222), которого обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины.
Основная причина расколов в Древней Церкви – последствия гонений: Декия (раскол Новата и Фелициссима в Карфагене, Новатиана в Риме) и Диоклетиана (раскол Ираклия в Риме, донатистов в африканской церкви, мелитианский в Александрии), а также спор о крещении еретиков. Серьезные разногласия вызывал вопрос о порядке принятия в Церковь «падших» – отрекшихся, отступивших и оступившихся во время гонений.
В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий (преодолён единоверческими общинами), обновленческий (преодолён) и украинский (раскольническая УПЦ КП фактически перестала существовать с 2019 года, большинство ее представителей присоединилось к вновь созданной Константинопольским патриархатом Православной Церкви Украины).
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её (Мф.16:18).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит (Мф.16:18). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово (Рим.12:5), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле.
Подробнее см.: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия
Кто является раскольником?
В канонах Двукратного Собора (13–15 каноны) к числу раскольников причисляются священнослужители, дерзнувшие «прежде соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения», то есть самовольно, отступить от общения с начальствующими над ними архиереями (например, диакон и священники - от общения с епископом, епископы - с митрополитом, митрополиты - с патриархом) и от поминовения их имен за Божественной Литургией, а также те, кто следует за такими священнослужителями.
В 6-м каноне Гангрского Собора упоминается и другой случай участия в раскольнической деятельности: «Если кто-то будет устраивать частные собрания помимо Церкви и, пренебрегая Церковью, пожелает совершать церковные таинства и обряды без пресвитера, присутствующего по воле епископа, да будет анафема».
В соответствии с 15-м каноном Двукратного Собора существует одно исключение: «Те, кто отделяется от общения со своим предстоятелем из-за какой-нибудь ереси, осужденной святыми Соборами или отцами (если тот всенародно проповедует ересь и открыто учит ей в церквах), не только не подлежат назначенной правилами епитимий за то, что прежде соборного постановления оградили себя от общения с названным епископом, но и достойны чести, подобающей православным».
Согласно 31-му апостольскому правилу, если «пресвитер, презрев своего епископа, станет отдельно устраивать собрания и поставит другой алтарь, не заметив при этом в епископе ничего противного благочестию и справедливости, да будет извержен как властолюбивый, ибо он – похититель власти. Равным образом и все прочие клирики, которые к нему присоединятся; миряне же да будут отлучены. Но пусть это совершается после первого, второго и третьего увещания со стороны епископа».
Следует отметить, что квалифицировать те или иные действия в качестве раскола и применить канонические санкции может только соответствующая церковная судебная инстанция, а не частные лица. Митрополит Павел (Пономарев) объясняет это на современных примерах: «Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают. Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора».
Каковы канонические прещения за участие в расколе?
Уклонение в раскол священнослужителя влечет за собой непременное наложение на него канонических прещений в виде запрещения в служении или лишения священного сана. Если находящиеся под этими прещениями епископ, пресвитер или диакон дерзнут приступить к священнослужению, они подлежат отлучению от Церкви (см.: 28-е апостольское правило). Отмену канонических прещений, наложенных на уклонившегося в раскол пресвитера и диакона, может совершить только тот епископ, который их наложил (либо его преемник по кафедре) (см.: 32-е апостольское правило).
Миряне, последующие в раскол, должны быть отлучены от Церкви до покаяния. С отлученными от Церкви церковные каноны запрещают иметь всякое молитвенное общение.
Всякое уклонение в раскол неизбежно влечет не только наложение на виновного канонических прещений, но и утрату им церковной правоспособности. Канонические нормы отрицают за раскольником право подавать жалобу на епископа.
Действительны ли Таинства у раскольников?
Вопрос о действительности Таинств у священнослужителей-раскольников в практике Православной Церкви решается всякий раз индивидуальным образом. В основе принципиальной возможности признания Таинств лежит древнее церковное учение о независимости действительности Таинства от нравственного состояния священнослужителя, который его совершает. Принципиально важным условием признания Таинств является наличие в раскольнической организации неповрежденного апостольского преемства и правильного отношения к Таинствам. Протоиерей Георгий Флоровский объясняет, что «таинства схизматиков значимы, то есть подлинно суть таинства. Но эти таинства недейственны (non-afficacia) в силу самого раскола или отделения. Ибо в расколе и разделении иссякает любовь, но вне любви спасение невозможно. В спасении две стороны: объективное действие благодати и субъективный подвиг или верность. В расколах еще дышит Дух Святой и освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы исцеление не исполняется».
Является ли принятие раскольника в церковное общение актом уклонения в раскол?
Нет, не является. Раскол – это выход из повиновения законной церковной власти. Молитвенное общение с раскольником является нарушением церковной дисциплины, но оно, само по себе, не может стать актом раскола, также как и общение с еретиком, само по себе, не делает нарушителя дисциплины еретиком. 2-й канон Антиохийского Собора дает основания разорвать общение с вступившим в общение с раскольниками или еретиками епископом, но при этом вина вступившего в общение с отлученным формулируется как «произведение замешательства в чине церковном», а отнюдь не «раскол».
Если епископ вступил в церковное общение с раскольниками, имеет ли право священнослужитель перестать ему подчиняться?
Как уже было сказано выше, вступление в церковное общение с раскольниками и даже еретиками – это нарушение церковной дисциплины, личный грех конкретного епископа или группы епископов. Церковные каноны разрешают самовольно выходить из подчинения епископа только в одном случае – если он публично проповедует в церкви осужденную «святыми Соборами или отцами» ересь (см.: 15-й канон Двукратного Собора). Во всех остальных случаях, требуется обязательно предварительный церковный суд. Грех епископа не переходит на подчиняющегося ему священника, если последний активно не поддерживает канонические преступления.
Уврачевание церковного раскола
Уврачевание церковного раскола всегда совершается посредством воссоединения с Православной Церковью отделившихся от нее лиц или сообществ. Поскольку раскол церковного единства является тяжким грехом, возвращение в Церковь повинных в этом злодеянии возможно только после принесения ими покаяния. Преодоление раскола представляет собой комплекс мер по восстановлению не только единства Церкви, но и полноты благодатной жизни в некогда раскольнических группах. Восстановление церковного общения обычно сопровождается принятием специальных церковных определений священноначалием.
Согласно существующим нормам православного канонического права, воссоединение раскольников с Церковью происходит посредством третьего чина, предполагающего принесение ими покаяния в грехе раскола и отречения от собственных заблуждений. В том случае, если раскольническое сообщество утратило цепочку преемства рукоположений от апостолов и в силу этого было лишено возможности совершения миропомазания, его последователи при соединении с Церковью помазываются святым миром. В частности, принцип воссоединения через миропомазание распространяется на последователей русского старообрядческого раскола.
Уврачевание всякого церковного раскола во многом зависит от личного отношения представителей Православной Церкви к лицам, по тем или иным причинам разорвавшим церковное единство. В этой связи церковные каноны, строго запрещая молитвенное общение с таковыми лицами, предписывают обходительное обращение с ними в личном общении. Так, в отношении раскольников-донатистов Карфагенский Собор 419 г. предписывает: «После того как все, что представляется направленным к церковной пользе, было исследовано и принято во внимание, по мановению и внушению Духа Божия мы предпочли поступить с упомянутыми людьми кротко и мирно, хотя они из-за своего беспокойного разномыслия весьма отделяются от единства Господня тела. Таким образом, насколько это от нас зависит, пусть станет известно всем уловленным в общение и содружество с ними по всем африканским епископским областям, каким жалким заблуждением они связаны. Быть может, если мы с кротостью будем собирать разномыслящих, как говорит апостол, Бог даст им покаяние, чтобы они познали истину и чтобы освободились те, которые были пленены сетями диавола и подчинялись его воле (см. 2Тим.2:25-26)» (66-й (77) канон Карфагенского собора). Подобные суждения высказывал в своих творениях св. Оптат Милевийский, допускавший доброе отношение к раскольникам и даже настаивавший на именовании их братьями по вере, пусть и заблудшими.
Церковные каноны о расколе
10-й канон Карфагенского собора об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа.
13-й канон Двукратного собора об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
14-й канон Двукратного собора об извержении епископа, самовольно прервавшего общение со своим митрополитом и переставшего поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
15-й канон Двукратного собора об извержении пресвитера, епископа и митрополита, самовольно прервавшего общение со своим патриархом из-за недоказанных преступлений последнего.
Цитаты о расколе
«Я того мнения, что вовсе нехорошо отпадать от Церкви всякий раз, когда провинился патриарх, но внутри, оставаясь с Матерью Церковью, каждый имеет долг и обязанность выразить протест и бороться по силе своей.
А прекращать поминать патриарха, уходить в раскол, создавать свою собственную Церковь и продолжать выступать с оскорбляющими патриарха речами считаю неправильным. Если же мы из-за того или иного проступка патриархов станем разделяться и устраивать (Боже упаси) свои собственные Церкви, мы превзойдем даже протестантов».
прп. Паисий Святогорец
«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего».
свщмч. Игнатий Антиохийский
«Грех противления законной власти крайне тяжел, по словам пророка Самуила: якоже грех есть чарование, тако грех есть противление: и якоже грех идолопоклонение, тако грех непокорение (1Цар.15:23)».
епископ Виссарион (Нечаев)
Литература по теме
- Раздел «Расколы»
- Понятие о ереси и расколе свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Справочник по ересям, сектам и расколам С.В. Булгаков
- О границах Церкви прот. Георгий Флоровский
- Святой Киприан и святой Августин о расколе прот. Георгий Флоровский
- Греческий старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей ХХ века свящ. Александр Слесарев
- О расколе и по поводу раскола еп. Виссарион (Нечаев)
- Как ревновать о вере, не уклоняясь в раскол Андрей Рогозянский
- История о расколах в Церкви российской архиеп. Игнатий (Семенов)
- Расколоведение. Введение в понятийный аппарат А.В. Слесарев
- Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви Свт. Афанасий (Сахаров)
- Церковно-государственные воззрения митр. Филарета на раскол и секты Г.П. Добротин
- Раскол прот. Александр Федосеев
- Самый большой соблазн для воцерковленных cвящ. Георгий Максимов
- Миф раскольников о прп. Максиме Исповеднике свящ. Георгий Максимов
- О непоминающих Патриарха cвящ. Георгий Максимов
Комментировать