Прещение

Литература по теме

Преще́ние – дисциплинарная мера воздействия, дисциплинарное наказание, накладываемое за нарушение норм христианской жизни в соответствии с церковным правом (самое тяжкое прещение – анафема).

Основания для церковных наказаний согрешивших членов Церкви можно видеть в Священном Писании (Мф.18:17; 1Кор.5:3-5; 2Тим.4:2). Согласно церковным канонам, члены Церкви, нарушающие её канонические нормы, могут лишаться определенных прав и благ. Власть наказания в собственном смысле принадлежит епископам, которые могут делегировать ее иным лицам (священникам, настоятелям монастырей и т.п.).

Согласно «Положению о церковном суде Русской Православной Церкви», «При наложении канонического прещения (наказания) следует учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного лица, мотивы совершения им церковного правонарушения, действуя в духе церковной икономии, предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления, либо в подобающих случаях – в духе церковной акривии, допускающей применение строгих канонических прещений в отношении виновного лица в целях его покаяния».

Виды прещений

Первые три наказания накладываются на мирян, и в исключительных случаях, на священнослужителей (например, в случае публичного и упорного исповедания ими вероучительного заблуждения). Однако если священнослужитель лишен сана, то при совершении нового преступления, он может быть подвергнут отлучению.

  1. Отлучение от Церкви (анафема). Оно состоит в том, что согрешивший лишается общения с прочими верными. Он теряет право на любое участие в богослужениях, совместных молитвах, Таинствах. В случае смерти без покаяния – лишается права на христианское погребение. Мнение о том, что в корпусе древних канонов за нравственные преступления полагается лишь т. н. «малое отлучение», не представляется обоснованным. В канонах это наказание можно видеть в формулировках «да будет отлучен», «да будет анафема», «да будет чужд Церкви» и т.п.
  2. Малое отлучение. Это наказание состоит во временном удалении от участия в храмовой молитве и в запрещении причащаться Святых Таин. Хотя в канонах оно не упоминается, данный вид наказания упоминается в «Духовном регламенте» (действовал в Синодальный период истории Русской Церкви) для нераскаянных грешников, которые совершили преступление средней тяжести.
  3. Временное отлучение. Первоначально оно заключалось в лишении возможности полноценно участвовать в богослужении и состояло из различных ступеней покаяния. Впоследствии, как пишет епископ Никодим (Милаш), «это было уничтожено, и в настоящее время существует только отлучение от причастия на более или менее продолжительное время, как церковное наказание для мирян». Особенность этого наказания состоит в том, что оно накладывается только на тех, кто встал на путь покаяния (что отличает его от «малого отлучения») и не предполагает лишения церковного членства (в отличие от анафемы). Такое наказание является формой епитимии.

Следующие наказания применяются только к священнослужителям.

  1. Замечание (увещание). Это напоминание об обязанностях, лежащих на духовенстве по его положению в Церкви. Этому наказанию подвергается любой клирик, который допустит малейший проступок, причем ему выставляется на вид значение последнего и последствия, ожидающие его, если он не исправится. Замечание повторяется два и три раза, после чего уже следует другое наказание.
  2. Выговор. Его делает или лично епископ, или собор. Во втором случае выговор бывает публичным и потому составляет большую степень наказания, чем выговор епископа.
  3. Перемещение виновного с места, которое он занимал со времени своего рукоположения или производства, на последнее место между равными ему по сану. Это наказание, по смыслу 7-го канона Трулльского собора, налагается на тех, которые дерзко и противозаконно стараются занять в церкви лучшее место сравнительно с местами, занимаемыми лицами священной и управляющей иерархии той же степени, но прежде их рукоположенных или произведенных.
  4. Отрешение от места служения на некоторое время. Подпавший под это наказание переводится под надзор начальства и исполняет дополнительно определенную епитимию.
  5. Временное запрещение священнодействия. Это наказание обыкновенно налагается: 1) когда виновный должен раскаяться в своем проступке, совершенном при отправлении своих священнослужительских обязанностей, 2) во время следствия, когда кто-либо обвиняется в преступлении, влекущим за собой извержение из сана. Наказанный остается священнослужителем только по имени, не имея никаких священнических прав.
  6. Запрещение совершать некоторые определенные священнодействия. Этому наказанию подвергаются лица, совершившие преступление, в котором, по его характеру, никогда не могут раскаяться (см., например, 9-й канон Неокесарийского собора), чтобы получить право совершения всех священнодействий, или же присвоившие себе право совершать какие либо священнодействия, которых они не могли совершать по своему положению в управляющей иерархии.
  7. Отрешение от места служения навсегда. Это наказание налагается за беспорядочное исполнение обязанностей, возлагаемых на управляющую иерархию, и за нарушение церковного благочиния.
  8. Пожизненный запрет совершать какое-либо священнодействие, но с правом носить духовное звание и пользоваться принадлежащей этому званию честью. Это наказание налагается за тяжкие преступления, особенно за такие, которые производят соблазн в людях, но совершены или по незнанию, или по какой-либо чрезвычайной причине, а между тем совершившие их раскаялись и исправились.
  9. Извержение из сана или лишение права совершать какое-либо священнодействие навсегда. Оно также включает в себя лишение имени и чести духовного сана. Это наказание налагается как за особенно тяжкие преступления, так и за такие нарушения, за которые положено отлучать от Церкви мирян. Извержение из сана носит характер пожизненного наказания, и изверженный уже никогда не может быть принят ни в какую иерархическую степень, даже в случае покаяния.

Цели прещений

По своему существу, наказание является возмездием за проступок (преступление, нарушение моральных или правовых норм и т. д.). Однако у церковных наказаний есть свои особенные цели, предполагаемые при наложении наказаний.

  1. Основная цель любого церковного наказания состоит в том, чтобы направить члена Церкви на путь истинный. Наказание должно побудить человека осознать неправильность своего поведения и пагубность своего положения, с тем, чтобы он покаялся и встал (возвратился) на путь спасения.
  2. Отсутствие реакции на зло в виде наказания приводит к распространению зла и наносит серьезный ущерб репутации Церкви как сообщества святых. Поэтому наказания необходимы для поддержания порядка в Церкви и ее репутации. Свт. Василий Великий, предписывая в своем 6-м каноне величайшую строгость по отношению к духовным лицам, впадающим в блуд, добавляет: «Это будет для утверждения Церкви полезно и еретикам не даст случая укорять нас, что мы привлекаем к себе попущением греха».

Общие принципы наложения прещений

  1. Наказание должно соотноситься с качеством преступления. Чем более тяжелое преступление совершено, тем более суровое наказание должно быть наложено.
  2. Должен применяться индивидуальный подход с памятованием об основной цели наказания – принести пользу душе конкретного человека. По выражению отцов Трулльского собора, «получившие от Бога власть решить и вязать должны исследовать свойство греха и готовность согрешившего к обращению и затем применять соответствующее недугу лечение, чтобы из-за неумеренности в том и в другом не ошибиться в спасении страждущего» (102-й канон Трулльского собора). Неправильное, нецелесообразное применение наказаний может привести к результату совершенно противоположному цели наказания, вместо желательной пользы приносит вред.
  3. При наказании должна приниматься в соображение жизнь, предшествовавшая грехопадению (см.: 5-й канон Анкирского собора).
  4. Право сокращать время исполнения наказания принадлежит епископу, если это полезно и целесообразно в конкретном случае.
  5. Упорство, неисправимость, считается обстоятельством усугубляющим наказание, а сердечное и глубокое раскаяние, ревность в деле исправления и несения подвигов покаяния смягчают наказание и сокращают срок отлучения.
  6. Сознавшийся в преступлении сам наказывается менее строго, чем обличенный в преступлении.
  7. Нельзя наказывать дважды за одно и тоже преступление, которое было совершено единократно (см.: 25-е апостольское правило, Наум.1:9).
  8. Наложению наказания должно предшествовать в некоторых случаях предварительное увещание (см.: 31-е апостольское правило, 42-е апостольское правило).
  9. При определении наказания принимаются в соображение те побуждения, по которым совершено преступление. Чем противозаконнее и безнравственнее мотив преступления, чем более представлялось возможности уклониться от зла, чем сознательнее и обдуманнее правонарушение, тем более строгим должно быть наказание.
  10. Совершение подвига прямо противоположного преступлению, считается причиной, дающей право на смягчение наказания.
  11. Повторение преступление усугубляет наказание.
  12. Приговор о наказании имеет обязательную силу не для одной только епархии, но для всех мест христианского мира. Однако это не отменяет того, что человек может быть оправдан судом более высокой инстанции и освобожден от наказания.
  13. Наказание в виде отлучения, как правило, налагается епископом, либо по его благословению священником. В документе «Об участии верных в Евхаристии» указывается: «При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд».

Цитаты о прещении

«Соответствующие наказания за совершенные преступления налагаются православным церковным правом или по дамнаторному (обвинительному) или по деклараторному (разъяснительному) приговору. При дамнаторном (обвинительном) приговоре безусловным требованием является то, чтобы надлежащий церковный суд исполнил все предписания относительно судебного процесса, дабы таким путем ознакомиться и убедиться в подлежащем наказанию деле и сообразно с тем наложить на виновного соответствующее наказание. Но случается, что виновный в известном преступлении подлежит наказанию и без такого приговора, а это бывает тогда, когда в самый момент совершения преступления преступник уже подвергся определенному законом наказанию. В таком случае суду нет надобности приступать к исследованию совершенного преступления, потому что с самым совершением его для преступника наступило и соответствующее наказание, а остается только констатировать совершение наказуемого деяния и наказание, причем и судебный приговор бывает только деклараторным (разъяснительным). […]
Впрочем, все выше сказанное имеет значение только для определенных преступлений, относительно которых такое юридическое наказание категорически выражено в правилах. Относительно других церковных преступлений приговор должен быть всегда дамнаторного (обвинительного) характера, с сохранением всех тех законных предписаний, которые установлены при формальном церковно-судебном процессе».
свт. Никодим (Милаш), канонист

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka