Святые Таины

Литература по теме

Святы́е Та́ины — евхаристические Хлеб и Вино, преложенные Духом Святым в Тело и Кровь Христовы.

svjatye tainy - Святые Таины

Преложение (пресуществление) хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы составляет основное содержание главного богослужения Церкви — Божественной Литургии: «В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное»1.

Учение Церкви о Святых Таинах

Для совершения Евхаристии Православная Церковь использует «хлеб пшеничный, квасный, чистый, сколько возможно; и вино, не смешанное с другою какою-нибудь жидкостью, и чистое само в себе» (в практике Русской Церкви используется исключительно красное вино, в иных Поместных Церквах допускается употребление розового или белого); также «во время приношения вливается и вода»2; евхаристические хлеб и вино с водой приготавливаются священником во время проскомидии. Ключевым моментом Божественной Литургии, когда происходит собственно преложение хлеба и вина во Святые Таины — Тело и Кровь Христову, — является эпиклеза (молитвенное призывание Духа Святого на Дары); согласно догматике Православной Церкви, «после сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору»3. Церковь учит, что, сохраняя внешний вид, вкус и иные чувственно воспринимаемые признаки хлеба и вина, Святые Таины, тем не менее, являются Телом и Кровью Христовыми и ничем иным: «По освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина»4.

Святые Таины могут раздробляться и разделяться, но в каждой частице, сохраняющей вид хлеба и вина, Христос присутствует всецело Плотью, Душой и Божеством. Молитва Божественной Литургии говорит об этом: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающиися освящаяй»5.

Запасные и Преждосвященные Святые Дары

Святые Таины употребляются для причащения во время Божественной Литургии, но могут они также сохраняться и после богослужения для приобщения больных (т. н. запасные Святые Дары). Обыкновенно они приготовляются на Литургии Великого Четверга и хранятся в особом сосуде, именуемом дарохранительницей, на престоле в алтаре, но при необходимости могут быть заготовлены в любой день. Во время Великого Поста в будние дни полная Литургия не может совершаться6, и потому для причащения установлено особое богослужение — Литургия Преждосвященных Даров. Святые Таины для такой Литургии заготавливаются на воскресном богослужении.

Почитание Святых Таин в Православной Церкви

Поскольку Святые Таины — Тело и Кровь Самого Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, им подобает воздавать бо́льшую честь, чем любой иной святыне. Хотя в Православной Церкви не существует традиции внелитургического поклонения Святым Дарам (подобной сложившейся в католицизме практики адорации); тем не менее, согласно церковному учению, «Телу и Крови Господней в таинстве Евхаристии должно воздавать особенную честь и Боголепное поклонение; ибо каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Господней»7.

В современной практике во время полных Литургий поклоны перед Святыми Дарами обычно совершаются:

  1. Во время чтения Евхаристического канона (на практике — при пении «Тебе поем…», согласно Типикону — на возгласе «Изрядно о Пресвятей…»), поскольку в этот момент совершается призывание Святого Духа на Дары и хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
  2. При возгласе «Святая — святым».
  3. При выносе Святой Чаши для причащения мирян (священники также совершают земной поклон перед причащением в алтаре).

Во время Литургии Преждеосвященных Даров совершается целый ряд земных поклонов; во время переноса Святых Таин с жертвенника на престол действующий Типикон предписывает особо: «егда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падше, Христу Богу в тайнах Сущему, творят»8.

Практика поклонения Телу и Крови Христовым окончательно сложилась уже в период зрелого Средневековья. В XIV в. мы находим ее уже вполне оформившейся; святые этого периода уже были вынуждены бороться с злоупотреблениями этой практикой, когда боголепное поклонение воздавалось еще не пресуществленным хлебу и вину во время Великого входа. Так, например, св. Николай Кавасила пишет: «А кто из припадающих к ногам священника, когда он входит с дарами, покланяется и обращается к несомым дарам как бы к самому Телу и Крови Христовой, тот поступает несправедливо… Во время этого входа дары бывают еще не священнодействованные и несовершенные»9.

azsaints 275 - Святые Таины

Цитаты о Святых Таинах

«Христианин, который часто присутствует при этой Жертве и причащается этого Таинства, тем самым освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной


Примечания:

1 Николай Кавасила, прав. Изъяснение Божественной Литургии, 1
2 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.107
3 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.107
4 Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.
5 Божественная Литургия святого отца нашего Иоанна Златоуста
6 Литургия полная, а именно св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого совершается только в субботние и воскресные дни и в день Благовещения.
7 Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.
8 Типикон. Глава 49. Триодион Сиесть Трипеснец, с Богом святым, обдержай подобающее ему последование
9 Николай Кавасила, прав. Изъяснение Божественной Литургии, 24.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka