Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — отлучение) – отлучение христианина или группы христиан от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
Анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с «малым отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение человека из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и молитвах, а также (для духовных лиц) занимать церковные должности. Такое отлучение может быть наложено за нравственные и дисциплинарные преступления.
Следует обратить внимание, что такая мера как анафематствование применяется только:
- к членам Церкви, а не к её сторонним хулителям;
- к упорно искажающим её учение, уклонившимся в ереси и расколы, а не просто заблуждающимся.
В чем смысл предавать кого-то анафеме?
Поскольку анафеме предаются лица, упорствующие в опасном заблуждении или тяжком грехе, то этот акт необходим для вразумления самого грешника и предостережения других людей от духовной опасности.
Покрывательство нераскаянного грешника может приводить к увеличению количества духовно погибших. Несерьезное или предосудительное отношение многих современных людей к анафематствованию прямо связано с ложной терпимостью к лжеучениям и непониманием серьезности их духовных последствий.
Является ли анафема проклятьем?
В определенном смысле анафему можно считать проклятьем. В славянском переводе Нового Завета слово «анафема» как раз переводится в этом смысле: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1Кор.16:22). Здесь проклятьем называется праведное осуждение грешника Богом посредством Церкви. Однако следует знать, что предание анафеме не является актом окончательным и бесповоротным, если человек искренне раскаивается, он может быть прощен и возвращен в церковное общение.
А что будет, если человек будет предан анафеме несправедливо?
В таком случае, он будет оправдан Богом. Несправедливое осуждение на земле, не будет подтверждено на небе, так как Бог справедлив и нелицеприятен. Если же несправедливость анафематствования человека вскроется в Церкви, он будет реабилитирован церковной властью. В истории бывали случаи ошибочно составленных правил, соединенных с угрозой анафемы.
Свт. Филарет Московский на примере с правилом об исключительном употреблении двуперстного крестного знамения объясняет, что такие прещения были с самого начала недействительными:
«Напрасно Соловецкие ревнители хотят устрашить проклятием, которым ограждена сия статья Стоглавного собора: они сами разрушают сей напрасный страх, когда говорят: Аще святитель проклинает не по воли Божии, сиречь, не по священным правилом, не последует Божий суд. Митрополит Макарий конечно не по священным правилам произнес проклятие, когда ложно ссылался в сем на Святых Отцов. Что может быть противнее священным правилам, как ложь, хотя она происходила и не от злого намерения, но, как полагает больший Собор, от простоты и невежества?»
Каковы последствия анафемы для человека?
В духовном отношении справедливо анафематствованный (если впоследствии не покается) человек лишается прав члена Церкви, доступа к тем спасительным благодатным средствам, которыми наделена Церковь, в том числе доступа к Таинствам и богослужениям. Он также лишается права на христианское погребение. В христианской империи такие лица могли быть лишены значительной части гражданских прав и отправлены в ссылку или преданы смертной казни.
Применяется ли анафематствование во внецерковных целях?
Само по себе анафематствование является высшей формой церковного наказания, поэтому его неправомерно употреблять во внецерковных целях. Однако в истории бывали такие случаи. В истории Византии известны случаи анафематствования мятежников и узурпаторов власти императора. Так в 1026 году при деятельном участии императора Константина VIII было принято соборное постановление об анафеме организаторам и участникам мятежа. Подобные определения издавались и последующими императорами.
В истории Русской Церкви имел место случай на Соборе 1667 года, когда возник спор между греческими и русскими епископами относительно допустимости анафематствования заговорщиков, которые пытаются свергнуть существующую власть. Греки, со ссылкой на патриаршее «собрание законов», настаивали на анафеме для таковых, тогда как русские епископы, считали законным предавать анафеме еретиков и раскольников, но не видели оснований отлучать от Церкви тех, кто выступает против светской власти. При Петре I, в условиях особого контроля государства над Церковью, был случай анафематствования государственного преступника посредством императорского указа, а не церковного определения.
Есть ли примеры анафематствования людей в наше время?
Да, такие примеры есть. Архиерейский Собор Русской Церкви 1997 года отлучил от Церкви монаха Филарета (Денисенко) (за учреждение раскола и иные преступные деяния), а также Глеба Павловича Якунина (за антицерковную деятельность). В обоих случаях это определение предварял ряд предупредительных мер и наказаний. Определение содержало формулировку: «Да будет он анафема пред всем народом».
Кроме того, Архиерейский Собор 1994 г. в определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения тем крещеным лицам, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических обществ, объявляющих войну Церкви Христовой.
В соборном документе указывается, что «люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви… Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений».
В Неделю Православия ежегодно совершается Последование молебного пения в Неделю православия. При архиерейском служении или по произволению настоятеля к этому последованию присоединяется чин анафематствования (возглашаются анафематизмы последователям различных лжеучений).
Цитаты об анафеме
«Что побуждает Церковь – эту любвеобильную матерь, которая вседневно призывает на самых строптивых чад своих благословения Божий, что побуждает ее ныне изрекать проклятия? Во-первых, необходимость указать падшим чадам своим ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Будучи терпимы в недрах Церкви, они могли бы успокаивать свою совесть тем, что заблуждения их не заключают еще в себе неизбежной гибели для их души, что образ их мыслей еще может быть совмещен с духом Евангелия, что они, по крайней мере, не так далеко уклонились от общего пути, чтобы их почитать уже совершенно заблудшими. Самолюбие их могло бы еще находить для себя пищу в том, что они, принадлежа к обществу христиан, думают, однако же, о предметах веры не так, как другие христиане. После сего, что оставалось делать Церкви? Именно то, что она делает теперь: поразить суемудрие ужасом и бесславием анафемы! Изводя на позор заблудших, Церковь сим самым отнимает у заблуждений прелесть особенной мудрости, коей они обольщают; поражая их именем Божиим, она отнимает надежду на безопасность; противопоставляя исповедание Вселенской Церкви суемудрию частных людей, обнажает ничтожность последнего.
Пусть заблудшие продолжают питать, если угодно, свои заблуждения – Церковь не связывает их ума, но она сделала свое дело, указала им ту бездну, в которой они находятся, заранее произнесла над ними суд, который, в случае нераскаянности, постигнет их за гробом. Таким образом, анафема есть последний предостерегающий глас Церкви к заблуждающимся. Но глас предостережения, братие, как бы громок ни был, не есть ли глас любви? Что еще побуждает Церковь произносить ныне проклятия? Необходимость предостеречь верных чад своих от падения. Известно, что заблуждения в устах и писаниях людей погибельных (Ин.17:12) имеют нередко вид самый обольстительный: все опасные стороны бывают прикрыты искусным образом; напротив, мнимополезные следствия их, кои существуют только на словах, изображены бывают со всей привлекательностью, так что ум простой невольно и неприметно соблазняется ими. Подробные, ученые опровержения сих заблуждений (хотя и в них нет недостатка для знающих), были бы превыше разумения многих членов Церкви. После сего что оставалось делать Церкви? То, что она делает теперь: выставить на позор заблуждения в их отвратительной наготе и, представив их гнусность пред очи каждого, поразить их проклятием. Позволяй, после сего, если угодно, воображению твоему обольщаться цветами, коими украшаются заблуждения: Церковь внушила тебе, какие ехидны скрываются под сими цветами; она невинна, если погибнешь от их яда».
свт. Иннокентий Херсонский
«Кому страшно действие анафемы, тот пусть избегает учений, которые подводят под нее; кто страшится ее за других, тот пусть возвратит их к здравому учению. Если ты, неблаговолящий к этому действию, – православный, то идешь против себя, а если потерял уже здравое учение, то какое тебе дело до того, что делается в Церкви содержащими ею? Ты ведь уже отделился от Церкви, у тебя свои убеждения, свой образ воззрений на вещи, – ну, и поживай с ними. Произносится ли или нет твое имя и твое учение под анафемой – это все равно: ты уж под анафемой, если мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь в этом мудровании. А ведь тебе придется вспомнить о ней, когда для тебя, лежащего в гробу хладным и бездыханным, потребуется разрешительная молитва».
cвт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Анáфема, закля́тие, отлучéние Богословско-литургический словарь
- О Церковном понятии Анафемы иером. Иов (Гумеров)
- Смысл Анафемы прот. Максим Козлов
- О праве анафематствования сщмч. Владимир (Богоявленский)
- Анафема. История и XX век П. Паламарчук
- Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: историческое исследование о чине православия прот. К. Никольский
- Об отлучении от Церкви прот. Иоанн Смолин
- Слово первое в неделю Православия свт. Иннокентий Херсонский
Комментировать