Анафемати́змы (от греч. ἀνάθεμα – отлучение) – определения догматического характера, составленные отдельными лицами (как, например, анафематизмы святителя Кирилла Александрийского) или соборно, направленные на предостережение верующих от нарушения истин христианского вероучения, грозящие их нарушителям анафемой.
В чём суть анафематизмов, представленных в чине Торжества Православия Русской Церкви?
Анафематизмы из чина Торжества Православия касаются, в той или ной степени, множества важнейших разделов догматического учения Церкви, как то: учения о Боге Самом в Себе; о Божественном Промысле; о Спасении человека; о Лице Господа Иисуса Христа; о Пресвятой Богородице; об апостольской проповеди; о бессмертии человеческой души; о кончине мира; о Страшном Суде, воздаянии праведным и грешным; о Таинствах Церкви; о Священном Предании; о Соборах; об излиянии даров Святого Духа Святого Духа при помазании государей на царство; о почитании православных икон.
Согласно их содержанию, анафема грозит тем, кто:
- отрицает бытие Божье;
- утверждает, что мир существует сам по себе, и что всё происходящее в нём зависит не от Божественного Промысла, а от игры случая (фортуны);
- искажает учение о Божественных свойствах, например, отвергая такое Божеское свойство как духовность, или возражая против Божественного милосердия, праведности, премудрости, всемогущества и пр.,
- отрицает единосущие и равночестность Божественных Лиц;
- отрицает единство и нераздельность Божеских Ипостасей;
- отрицает, что Пришествие в мир Сына Божьего, Его страдания, смерть и Воскресение были необходимы для нашего Спасения; и что именно через Искупление человек приобрёл возможность спасения от греха, тления и cмерти;
- отвергает учение Церкви о приснодевстве Божьей Матери;
- отрицает богодухновенность апостольской проповеди;
- отрицает бессмертие человеческой души, кончину мира, Суд Божий, вечное блаженство праведников и муки нераскаянных грешников;
- отвергает действенность Таинств Церкви;
- отвергает авторитет и достоинство признанных Церковью Соборов;
- отрицает авторитет и достоинство Священного Предания;
- отвергает действие Промысла Божьего при возведении православных государей на царство, а также низведение на них даров Святого Духа при помазании на царство;
- отвергает необходимость почитания святых православных икон.
Анафематизмы Константинопольского Поместного Собора 543 г.
- Кто говорит или думает, что души человеческия предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественнаго созерцания, а затем обратились к худшему и чрез это охладили в любви к Богу, отчего и называются душами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и затем с ним соединились Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедует, что мы восстанем в правильном виде, – да будет анафема.
- Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумновещественные силы, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что Господь Христос распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено, или что Он создал столько, сколько мог обнять, – да будет анафема.
- Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема.
- Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их.
Литература по теме
- Осуждение учения о всеобщем окончании мучений грешников в VI веке прот. Николай Баринов
- Осуждение ереси о всеобщем окончании мучений грешников в XI веке и анафематствование ее в чине Торжества Православия прот. Николай Баринов
- Акты Константинопольского Собора 1076 г.
- Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «боге Мухаммеда»)
- Синодик Торжества Православия. «Главы против Варлаама и Акиндина». Влахернский (Константинопольский) Собор 1351 г.
- Двенадцать анафематизмов из чина торжества православия Русской Православной Церкви Т. Борозенец
- Анафемы последователям Присциллиана
- Анафематизмы 165-ти святых отцов пятого вселенского собора, константинопольского 553 г.
- Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора
- 21 правило Гангрского Поместного святого собора с толкованиями
Комментировать