Православное догмати́ческое богосло́вие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Под догматами понимаются по большей части те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались. Задача догматики – систематическое изложение святых догматов Откровения. Догматика как наука не смеет вносить ничего нового в вечные догматические истины Церкви, но она обязана излагать их как можно доступнее и понятнее для религиозного сознания верных.
Метод православной догматики догматическо-исторический. Каждый догмат должен рассматриваться в свете свидетельств Священного Предания, как это выражено в решениях Вселенских и Поместных Соборов, в трудах святых Отцов и учителей Церкви, в богослужебных книгах и древних обычаях Церкви.
Догматическое богословие подразделяется на две части. Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе (догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице), вторая – в Его отношении к миру и человеку (догматы о Боге как Творце мира, Промыслителе, Спасителе, Освятителе и Судии).
Цитаты о догматическом богословии
«Вероопределения соборные, говоря не много, содержали в себе очень многое. Служа выражением согласия многих и притом опытных в делах веры пастырей и учителей Церкви, они не были со стороны их одним простым и голословным утверждением или отрицанием относительно такого или иного недоумения или вопроса в области веры, а были их последним и заключительным словом, которое позади себя предполагало длинный процесс мыслительной работы, – исследование например и изучение Св. Писания, Предания и вообще всего того, что могло представить собой полное и твердое основание для этого решающего, заключительного слова. Поэтому-то для тех из верующих, которые желали своей мыслью войти в более широкий и глубокий смысл, заключающийся в вероопределениях церковных, по самому существу дела оказывалось необходимым, или самим пытаться проникнуть его и для этого пройти тем мыслительным путем, какой проходили просвещенные составители вероопределений, или ожидать пособия в сем случае от других более искусных в мысли и более опытных в знании веры. Таким образом, вероопределения церковные, равно как и символы, самым характером своей завитости и сжатости вызывали просвещеннейших пастырей на такого рода догматические труды, которые бы могли их сжатому содержанию сообщать более развитую, широкую, и, насколько это оказывалось возможным и нужным, доказательную или убедительную форму, чтобы тем способствовать более твердому вкоренению их в сознании верующих».
свт. Сильвестр (Малеванский)
Литература по теме
- Раздел «Догматы»
- Православно-Догматическое богословие митр. Макарий (Булгаков)
- Догматическое богословие по сочинениям Филарета, Митрополита Московского А. Городков
- Методические проблемы преподавания православного догматического богословия в системе духовного образования А.М. Леонов
- Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении А.М. Леонов
- Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века С.В. Никитина (ПСТГУ)
- Курс лекций «Догматическое богословие» свящ. Даниил Сысоев
- Догматическое богословие В.Н. Лосский
- Курс лекций «Догматическое богословие» еп. Сильвестр (Стойчев)
- Догматика. Тесты
Комментировать