- Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Я есть воскресение и жизнь»?
- Почему Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий?
- Почему говорится о том, что Иисус Христос победил смерть, когда мы продолжаем умирать?
- Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом?
- Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный?
- Откуда известно, что Иисус Христос воскрес именно в воскресенье?
- Почему непосредственно сам момент Воскресения Христова был сокрыт от глаз людей?
- Являются ли воскресение Лазаря и Воскресение Христа принципиально схожими событиями?
- Цитаты о Воскресении Христовом
Воскресе́ние Христо́во –
1) воссоединение Души Христа с Его Телом, последовавшее на третий день после Его смерти (по человеческому естеству); победа Христа над смертью; событие, составившее содержание одной из главных истин христианства (1Кор.15:14); о нем повествуют все четыре евангелиста (Мф.28:6), (Мк.16:6), (Лк.24:6), (Ин.20:6-9);
2) главный предмет Праздника Праздников Христианской Церкви, самый первый христианский праздник (именуется также Пасхой).
Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Я есть воскресение и жизнь»?
Иисус Христос сказал о Себе: «Я есть воскресение и жизнь» (Ин.11:25). В этих словах можно выделить несколько смысловых аспектов.
- Он является Богом, а Бог, как известно, является Источником жизни для всех живущих.
- Он, как вочеловечившийся Сын Божий, страдавший и умерший на Кресте, победил смерть и воскрес.
- Он не просто воскрес: Он – первенец из умерших (1Кор.15:20); в связи с Его победой над смертью все мертвые люди воскреснут.
- Через приобщение к Нему, к Его Церкви, грешники воскресают духовно.
- Те, кто следует по стопам Христовым, наследуют вечную блаженную жизнь.
Почему Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий?
Сын Божий стал Человеком не ради того, чтобы просто пожить на земле и умереть, как бы естественной смертью, положим, от немощи или от старости. Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили добровольный, жертвенный, искупительный характер.
Не случайно, когда Он стал говорить Своим ученикам о том, что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8:31), а Петр начал Ему возражать, Он «обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк.8:33).
(Подробнее об основных аспектах Искупления см.: «Что такое Искупление? Почему оно совершено через Крестные страдания и смерть воплотившегося Сына Божьего?»)
Почему говорится о том, что Иисус Христос победил смерть, когда мы продолжаем умирать?
Да, и после победы Христа над адом и смертью люди продолжают умирать (телесно). Однако в силу этой победы и в ад теперь попадают далеко не все умершие, и все мертвые воскреснут. Многие же не просто воскреснут, но воскреснут в вечную блаженную жизнь.
Как пишет свт. Иоанн Златоуст, хотя «мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать... Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение».
Теперь люди умирают «только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемых в землю, мы не погибаем, разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя» (св. Афанасий Великий).
«И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество…», – учит св. Григорий Нисский.
Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом?
О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди прямых пророчеств о воскресении Христа можно выделить следующие:
1) «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт.49:9-11);
2) «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10);
3) «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос.6:1-2);
4) «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:7-12).
Кроме того, Воскресение Христово было предсказано во времена Ветхого Завета через прообразы. В частности, о том, что нахождение ветхозаветного пророка Ионы прообразует нахождение во гробе Спасителя, говорит Сам Спаситель (Мф.12:40).
Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный?
В Священном Писании говорится о том, что Иисус Христос воскреснет не через трое суток, а именно в третий день: день первый – пятница, второй – суббота, третий – воскресенье.
«Под тремя днями и ночами, – пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Охридский, – разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу – это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время».
И до настоящего времени сохраняется традиция вести отсчет времени со дня смерти: погребение усопшего христианина совершается в третий день после его смерти.
Откуда известно, что Иисус Христос воскрес именно в воскресенье?
В Евангелии говорится: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк.16:9). Суббота у евреев была 7-м днем. По прошествии ее начинался 1-й день недели – воскресение.
Почему непосредственно сам момент Воскресения Христова был сокрыт от глаз людей?
Тайна Воскресения Христова в полной мере понятна Богу. Мы же погружены в эту Тайну настолько, насколько это для нас открыто и насколько мы можем её воспринять. Явления сверхъестественного характера, такие, как Воскресение Христово, мы принимаем на веру. Ограниченным человеческим умом невозможно всецело постичь, как всё произошло, это вне области понимания человеческого ума.
Все главные христианские истины и догматы мы принимаем на веру: зачатие Спасителя от Святого Духа, Его сверхъестественное Рождество, Его Воскресение, а также свойства Божии: что Он вечен, беспределен, всемогущ и так далее.
Являются ли воскресение Лазаря и Воскресение Христа принципиально схожими событиями?
Воскрешенный Лазарь через много лет, уже будучи в преклонных годах, умер, а Воскресший Христос не умрет никогда.
Воскресший Лазарь вышел в пеленах, которыми оборачивали тело усопшего, оставаясь смертным. Пелены Христа остались лежать на том месте, где было положено Его тело.
Тело воскресшего Христа стало обладать (и обладает) принципиально новыми свойствами, в сравнении с телом Лазаря: оно прославлено, нетленно.
Цитаты о Воскресении Христовом
«Если наши души не воскреснут и не оживут со Христом еще здесь, на земле, то да не чаем мы никакой отрады от воскресения наших мертвых тел в День судный, в День Гнева».
святитель Николай Сербский
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших».
1Кор.15:14-17
«Вы, Которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную. О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение!».
свт. Иннокентий Херсонский
Литература по теме
- Раздел «Пасха»
- Богословие Воскресения
- Воскресéние Иису́са Христá Богословско-литургический словарь
- Воскресение Христово – победа над смертью еп. Александр (Милеант)
- Воскресение Христово и его нравственное значение М.М. Тареев
- Воскресение Господа свт. Иннокентий Херсонский
- Воскресение Христово (монография) сщмч. Александр Туберовский
- Событие Воскресения в Библии
- Воскресение Господа и явления Его ученикам по воскресении И. Глебов
- О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа М.В. Барсов
- О согласовании евангельских сказаний о Воскресении Господа свт. Феофан Затворник
- Истина Воскресения игумен Авраам (Рейдман)
- Пасхальное богослужение
- Пасха – Светлое Христово Воскресение Г.И. Шиманский
- Воскресение Христово еп. Вениамин (Милов)
- Воскресение в искусстве
- Воскресение Христово в современных иконописных изображениях Е.Н. Воронец
- Апология Воскресения
- Воскресение Христа Энциклопедия христианской апологетики
- Воскресение Бога Воплощенного Р. Суинберн
- Воскресение Христа и безошибочность Писания: ответы на утверждения Барта Эрмана У. Крейг
- Разбор трёх основных возражений чуда Воскресения Иисуса Христа Б.И. Гладков
- Воскресение и христианская вера В. Кесич
- Опровергают ли разногласия в рассказах о Воскресении благую весть? С.Л. Худиев
- Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий? С.Л. Худиев
- Воскресение Христово видевше свящ. Вячеслав Синельников
- Пасхальный кроссворд
- Детский пасхальный кроссворд
Комментировать