Освящение

Литература по теме

Освяще́ние

1) благодатное посвящение Богу;
2) Божественное действие, низводящее благодать на то или иное творение;
3) священнодействие, совершаемое согласно с Божественной волей, имеющее целью низведение благодати на тот или иной объект (человека, место, предмет...);
4) стяжание святости.

scale 1200 1200 800 google chrome – Освящение

Освящались священники (Исх.29:1), скиния и жертвенник (Исх.29:44; Исх.40:9), храм Соломона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стена Иерусалима (Неем.12:27). Посвящение левитов на служение названо очищением (Чис.8:6-22). Бог освятил седьмой день (Быт.2:3), всякого первенца (мужского пола) из людей и скота (Исх.13:2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин.10:36). Его воля есть и к освящению нашему (1Фес.4:3; 1Фес.5:23).

Освящение в Священном Писании

Об освящении мы узнаем со страниц Библии. Первое же упоминание в книге Бытия указывает на то, что Источником освящения творений является Бог: «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). Выделение Богом седьмого дня и благословение его легло в основу практики исчисления времени в соответствии с принципом седмиричности. По-видимому, этот принцип использовался людьми еще до потопа (Быт.8:10,12), а также во времена земной жизни послепотопных патриархов (Быт.29:27). А при Моисее счисление времени посредством седмин было утверждено на основании закона (Исх.20:8-11; Лев.25:3-4). Хотя положение о субботе, как об особом дне, было известно евреям и до получения Закона (Исх.16:25-30), именно Закон возвел в ранг обязательного исполнения требование о посвящении этого дня Богу.

По указанию Божию (Втор.5:15), соблюдение евреями субботнего «покоя» осуществлялось также в связи с исходом Израиля, под руководством Божьим, из Египта (избавлением от рабства египетского). Профессор Лопухин пишет: «Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу».

По создании Церкви Христовой избранным народом Божьим стали именоваться христиане: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…» (Ин.15:16). Господь низводит благословения на этот народ, о чем, в частности, свидетельствует апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет.2:9-10). В Новозаветной Церкви посвящение «седьмого» (воскресного) дня Богу не менее актуально, и связано одновременно с воспоминанием и празднованием Воскресения Христова.

В ветхозаветных текстах термин «освящение» употребляется также по отношению к различным предметам, в том числе к скинии. Освящение скинии происходило посредством определенных священнодействий, совершаемых по повелению Божию. Освящение, то есть посвящение Богу, касалось не только самого храма и его принадлежностей, но и лиц, вступающих в священство. Для освящения храма Моисей, по повелению Божьему, использовал елей помазания: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его, и умывальницу, и подножие её, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтоб освятить его» (Лев.8:10-12). Также для освящения использовалась кровь жертвенного животного: «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» (Лев.8,30). Освящение людей или предметов также могло быть связано с их предварительным или одновременным ритуальным очищением (Лев.8:15), (Лев.8:33-34).

Освящены были храм Соломона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стены и ворота Иерусалима (Неем.12:27).

Возможно ли освятить грех?

Освящение, как определенное священнодействие, совершаемое священником, не является действием безусловным и самодостаточным, источником освящения является Сам Бог, низводящий благодать на освящаемое. Поэтому действие освящения должно совершаться в согласии с Божественной волей. «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Это, в частности, значит, что не всякое призвание Святого Духа священником непременно приведёт к освящению Богом того объекта, который предполагается освятить. По этой причине совершенно бессмысленно освящать, такие места, которые предназначены для того, чтобы в них чинилось беззаконие, например, казино или питейное заведение. Но совершенно точно можно и нужно освящать, например, нательные крестики, иконы, и т.д.

Освящение и благословение

Упомянув об освящении разных заведений, учреждений, домов, зданий, предметов и прочего, важно сказать, что в большинстве случаев имеет место неверное понимание освящения. Очень часто освящением именуют схожее, но всё же отличное от него понятие – благословение. Как термин «освящение», так и термин «благословение», будучи употребляемым в разных контекстах может иметь различные смысловые оттенки. Например, освящение храма подразумевает, что он становится сакральным местом, посвященным Богу, где будут совершаться храмовые службы, Таинства, обряды. А вот «освящение» автомобиля этого вовсе не предполагает, чин, по которому совершается освящение, является молитвой о ниспослании Божьего благословения на тех, кто будет в нём ездить. Приглашая священника домой, христианин должен понимать, что батюшка, «освящая» его жилище, не сотворяет оберег для него, а молится о ниспослании благословения Божьего на дом и домочадцев. Хотя понятия «освящение» и «благословение» в современной церковной практике часто перекликаются и даже употребляются вместе в различных чинах по отношению к одному и тому же предмету освящения, между ними есть определенная разница. Ее кратко можно выразить так: освящаются места, предметы и вещи, имеющие сакральную значимость, отделенные от прочих и посвященные Богу, а благословляются те, что имеют употребление в обычной повседневной жизни. Храмы, иконы, кресты, богослужебные предметы и др. – освящаются. А дома, машины, разные предметы быта – благословляются. Благословляется также любая пища. Благословение посредством особых молитвенных последований получают и люди (например, «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа перед началом всякого дела» или «Чин благословения в путь»).

Освящение христианина

Особенно важным делом для христианина является стремление соответствовать словам апостола Петра: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). Стяжание святости, уподобление Богу – это смысл земной жизни христианина. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – призывает апостол Павел (Евр.12:14). Бог спасает человека, но не без его участия. Освящение, будучи всецело деянием Божьим, Его даром человеку, требует полного участия христианина. Освящение человека, уподобление его Богу невозможно без Церкви и участия в ее Таинствах. В Таинствах происходит живая встреча человека с Богом, осуществляется единение с Ним, на человека низводятся особые благодатные Дары Святого Духа. Цель Таинств – внутреннее преображение человека, освящение его.

Цитаты об освящении

«Так как Бог сказал: будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1:16), то мы просим и молим, чтобы, освященные в крещении, мы и пребыли такими, какими быть начали. И об этом молимся ежедневно, потому что имеем нужду в ежедневном освящении, чтобы ежедневные грехи наши очищать непрестанным освящением. Каково же освящение, даруемое нам Богом по Его благости, – это поясняет апостол, говоря: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:9–11). Он называет нас освятившимися именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего; и мы молимся, да пребудет в нас такое освящение. А так как Господь и Судия Наш исцеленному от Него и оживотворенному с угрозой заповедал не грешить более, чтобы ему не было хуже (Ин.5:14), то мы непрестанной молитвой умоляем, днем и ночью просим, чтобы освящение и оживотворение, принятое нами от Божией благодати, соблюдено было в нас божественным охранением».
свщмч. Киприан Карфагенский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka