«Освящение или благословение?» «Что Церковь благословляет, а что освящает?» Для простого обывателя вопросы, казалось бы, совсем не принципиальные и маловажные. И мало кто из невоцерковленных людей придает этому хоть какое-то значение. Как правило, все именуется освящением – освящение дома, машины, офиса, икон, нательных крестиков и т.д. Но можно ли освятить офис? Можно ли назвать действие, совершаемое священником, освящением? Вопрос этот может быть довольно интересным для человека, который хотя бы немного погружен в церковную жизнь и имеет представление об основах православной веры. Попробуем разобраться в том, что в современной церковной практике именуется освящением и благословением.
Благословение в Ветхом и Новом Завете
Православная Энциклопедия определяет благословение как «пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов»1. В церковной практике термин «благословение» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». Например, освящение иконы или благословение жилища. Поэтому довольно часто под «благословением» понимают «освящение», и наоборот. Однако, эти два понятия в исконном своем происхождении имеют различия.
Обратимся к Священному Писанию. Впервые «благословение» упоминается в книге Бытия и описывает отношение Божие к человеку и сотворенному миру в целом: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27-28). Аналогичное благословение было дано людям после потопа: «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт.9:1-2). Эти древнейшие благословения являются свидетельством особого Божьего промысла по отношению к творению.
Бог, промышляя о человеке, благословляет Авраама и через него все человечество: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2-3).
В книгах Ветхого Завета встречаются благословения Божьи как отдельным людям, так и целым народам. Во многих случаях они связаны с повседневной жизнью людей, содержат пожелания мира, благоденствия, земных благ. Благословение Божие отнюдь не безусловно, оно преподается людям, соблюдающим Его заповеди: «Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые я заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой» (Втор.30:16).
Бог дает Свое благословение не только напрямую, но и через людей, находящихся в согласии с Его волей и действующих согласно ей2. Сила и действенность этих благословений неразрывно связаны с верой в Бога и всегда произносятся во имя Его. Так, в ветхозаветную эпоху особую значимость для израильского народа играли благословения Божьих избранников – Моисея, Иисуса Навина, других судей, а в эпоху установления царств – благословения монархов.
Благословение произносилось не только Богом по отношению к людям, но и было выражением преклонения человека перед Богом, благодарности за Его милости. Такое благословение часто приобретает характер славословия. Так, псалмопевец Давид восклицает: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс.33:2-5).
Начало Нового Завета ознаменовало благословение архангела Гавриила: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Ему вторит праведная Елизавета: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк.1:42). Старец Симеон, совершая положенное по закону в Иерусалимском храме, благословляет Бога, Богомладенца Христа, Его Мать и праведного Иосифа (Лк.2:28,34). Главным Подателем благословения, согласно Евангелию, является Бог3. Господь Иисус Христос, как вочеловечившийся Сын Божий, благословляет своих учеников, детей. Благословением Его множатся хлебы для насыщения тысяч людей, устанавливается Таинство Евхаристии на Тайной вечери. Прощальное благословение преподается апостолам в момент Вознесения: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51).
Христос не только преподает благословение Сам, но и учит этому учеников, призывая благословлять даже врагов: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44-45).
Священническое благословение
Особо необходимо коснуться вопроса священнического благословения и богослужебного употребления благословения. Свое начало оно берет из Ветхого Завета, и было связано с устройством и функционированием первого храма, посвященного Единому и Истинному Богу, – скинии собрания, которую израильский народ переносил с собой и устанавливал во время стоянок на протяжении 40-летнего странствования по пустыне. Библия повествует об особом посвящении целого колена (рода) из народа в служение при храме: «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор.10:8). Первосвященником Бог назначил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыновьям-священникам было поручено благословлять народ именем Божьим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ.6:22-27). Из данного отрывка Священного Писания ясно, что священник, произносящий благословение, является выразителем Божьего благословения, право же благословения принадлежит исключительно Самому Богу, поскольку именно Он – Податель всех благ. Содержанием священнического, или Ааронова, благословения является призвание Имени Божьего на благословляемого, а целью – дарование мира и различных благ. Такое же понимание священнического благословения сохраняется в новозаветной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник, преподавая благословение, делает это со словами «Бог благословит!».
В более поздний период в ветхозаветном храмовом богослужении благословение произносил чередной (служащий) священник после принесения утренней жертвы. При произнесении благословения священник «сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» (Сир. 50, 19-23). В троекратном произнесении Ааронова благословения можно видеть пророческое предвосхищение христианского откровения о Боге, Едином в Святой Троице. В православном богослужении Ааронову благословению соответствует главопреклонная молитва, предваряемая преподанием мира возгласом священника «Мир всем».
В Ветхом Завете благословению сопутствовали жесты, наиболее частыми из которых были поднятие и возложение рук. Из Евангелия известно, что Свои благословения Господь Иисус Христос сопровождал возложением, прикосновением или воздеянием рук. Символизм жестов сохранен и в христианстве. Через возложение рук епископа на голову ставленника на священническое служение и призвание благодати Святого Духа совершается Таинство священства. Крест (крестное знамение) является одним из главных символов и жестов в Церкви. Начертанный рукой священника, образ Креста сопутствует благословению. Для преподания благословения также могут использоваться различные предметы – кресты, евангелия, иконы, Чаша со Святыми Дарами и др.
Исторически значение термина «благословение» в христианстве варьировалось. Так, в сочинениях христианских авторов I-IV вв. этот термин применяется по отношению к чинопоследованиям Таинств Евхаристии, Крещения и Миропомазания, Священства. К благословению были отнесены и молитвы над хлебом, вином, елеем, начатками плодов и др. С течением времени на Востоке благословение стало также употребляться в более узком значении, описывая формулы, в определенных случаях произносимых священнослужителем над предметами или людьми. Как правило, такое благословение сопровождалось определенным жестом или действием. Со временем среди христиан утвердилось понятие «священническое благословение», что, впрочем, не исключало практики благословения мирян со стороны других мирян (например, практики благословения родителями детей на женитьбу).
Сейчас в церковном богослужении под благословением понимается словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божиих благодеяний. Либо священнодействия, совершаемые в соответствии с определенными чинопоследованиями над людьми, предметами, животными, предметами быта и т.д. Также утвердилась традиция понимать благословение как разрешение духовника на тот или иной поступок. Традиционно испрашивают благословение у священника при встрече. В целом, термин «благословение» в современности имеет особое христианское осмысление и более широкую трактовку по сравнению с тем, что он представлял в ветхозаветные времена. Именно поэтому его часто путают с освящением.
Освящение в Ветхом и Новом Завете
Термин «освящение» впервые упоминается в книге Бытия: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). Свт. Филарет (Дроздов) так поясняет освящение седьмого дня: «Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Нав.20:7; Чис.3:13), и приписывается иногда тому, что само по себе свято (Ин.10:36; Ин.17:19), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения (4Цар.10:2; Неем.8:9; Иоил.1:14,2:15-16). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении (Пс.103:31) и временем, по превосходству, священным для человека». Священная особенность седьмого дня, хотя и получила характер заповеди лишь в законодательстве Моисея (Исх.20:8; Втор.5:12), имела место и раннее. Профессор Лопухин пишет, что «существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории». В этом убеждает и седмичность исчисления времени, бывшее в употреблении еще до потопа (Быт.8:4,10,12) и у патриархов (Быт.29:27).
Далее в текстах Ветхого Завета термин «освящение» употребляется в смысле особого посвящения Богу. Освящение, как и благословение, связано с устроением скинии – первого храма. Для освящения храма Моисей, по повелению Божьему, использовал елей помазания: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его, и умывальницу, и подножие её, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтоб освятить его» (Лев.8:10-12). Также для освящения использовалась кровь жертвенного животного: «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» (Лев.8,30). Таким образом, освящение, будучи посвящением Богу, касалось не только самого храма, но и священников. Освящение лиц или предметов могло быть связано с их предварительным или одновременным ритуальным очищением (Лев.8:15), (Лев.8:33-34). Освящены были храм Соломона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стены и ворота Иерусалима (Неем.12:27).
В Ветхом Завете освящение имело в основном обрядово-богослужебное значение. Через освящение происходило поставление людей и посвящение предметов на служение Богу. Но уже тогда Бог, приобщая избранный народ к Своей святости, дает заповеди – требования нравственного закона. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», – так обращается Господь к верующим в Него (Лев.19:2). Соблюдение обрядовой и нравственной чистоты было обязанностью члена израильского общества. Однако, на практике обрядовая чистота во многих случаях ставилась во главу угла, что порицалось Спасителем.
Особое осмысление освящение приобретает в Новом Завете. Господь Иисус Христос Своими страданиями, Своим послушанием вплоть до смерти крестной способствовал освящению людей. Теперь и мы освящены истиною (Ин.17:19), Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом (1Кор.1:30). Апостол Павел пишет: «истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21-24). Поэтому наиважнейшим делом для христианина становится святость, подражание своему Небесному Учителю. Бог спасает человека, но не без его участия. Освящение, будучи всецело деянием Божьим, Его даром человеку, требует полного участия христианина. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – призывает апостол Павел (Евр.12:14).
Освящение человека, уподобление его Богу невозможно без Церкви и участия в ее Таинствах. Освящение жизни христианина – основной смысл и цель Таинств. Но если с освящением религиозной стороны жизни человека все в целом понятно, то как же стоит поступать с бытом христианина, его повседневностью? Церковь предлагает благословлять и освящать быт и повседневность, дабы используемые христианином вещи или употребляемая пища были полезны для души и тела. Для этого в Требнике и иных богослужебных книгах содержится множество чинов и молитв.
Различия между освящением и благословением
Разобравшись с историческими аспектами понятий освящения и благословения, мы подошли к основной цели публикации – указать различия между ними в современной практике. Что освящается, а что благословляется? Если говорить кратко, то освящаются предметы и вещи, имеющие сакральную значимость, отделенные от прочих и посвященные Богу, а благословляются те, что имеют употребление в обычной повседневной жизни. Храмы, иконы, кресты, богослужебные предметы и др. – освящаются (иногда используется формула «благословляется и освящается»). А дома, машины, разные предметы быта (колодец, печь и т.д.) – благословляются. Благословляется также любая пища (например, «Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи»). Благословение посредством особых молитвенных последований получают и люди (например, «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа перед началом всякого дела» или «Чин благословения в путь»).
В целом, понятие «благословение» в современной церковной практике гораздо шире, чем во времена Ветхого Завета и раннего христианства. Благословение испрашивают у священника при встрече и прощаясь с ним. Под благословением понимают разрешение духовника или священника на некое важное действие или занятие (например, благословение на помощь при храме), молитву (например, благословение на добавление молитв к домашнему молитвенному правилу) и т.д.
Выше было указано, что источником освящения и благословения является Бог. Поэтому к любому акту благословения или освящения необходимо относиться со всей серьезностью. Очень часто в церковной среде слово «благословите» используется не вполне обдуманно, на автомате, почти как присказка. Например, церковный работник по какому-либо приходскому вопросу хочет войти в рабочий кабинет к настоятелю, и, постучавшись, произносит «благословите, отец … » для того, чтобы получить разрешение на это действие. Выглядит чинно, по-церковному, но если вдуматься, то это обесценивает суть получения благословения. Человеку не нужно особое Божье благословение на то, чтобы просто войти в кабинет, да и священник вряд ли встанет с места, осенит человека крестным знамением со словами «Бог благословит!», если он уже десятый раз на дню видит его. Разрешение войти можно спросить у священника общепринятым и вполне уместным «разрешите войти». К сожалению, испрашивание благословения священника на всякую мелочь стало обыденностью на многих приходах. Как было сказано выше, это обесценивает саму суть благословения – просьба и получение Божественной помощи в том или ином деле. Дабы не умалять сути, было бы вполне логичным придерживаться логики, прослеживаемой в Требнике – испрашивать благословение только на важные дела посредством совершаемых чинов и последований. Либо, если нет нужды в молитвенных последованиях, просто получать благословение священника на важные дела.
С должным благоговением должно относиться к освящению и благословению различных вещей и предметов. В Требнике есть «Молитва на освящение всякой вещи», которая, как мы думаем, лишь по некому недоразумению сейчас печатается во многих молитвословах для мирян. Предполагается, что мирянин, может самостоятельно освятить ту или иную вещь, прочитав эту молитву и покропив вещь святой водой. Непонимание сути освящения в этом случае зачастую приводит к тому, что люди, проявляя неразумное усердие, начинают освящать все вокруг себя – предметы быта, новую одежду, мебель и т.д. Стоит вдумчиво прочитать слова молитвы: «Создатель и Устроитель человеческого рода, дарующий духовную благодать и подающий вечное спасение! Ты Сам, Господи, пошли Твоего Святого Духа с небесным благословением на эту вещь, чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь». Очевидно, что ни новым джинсам, ни пылесосу после ремонта, ни подаренному соседом табурету не требуется такого призвания Святого Духа и благословения Божия. Но вполне уместно будет окропить святой водой, например, рабочий инструмент, испросив помощи Божией в работе. Чтение же этой молитвы лучше оставить священникам, чтобы они, проявляя разумение, освящали и благословляли то, что уместно.
Таким образом, рассмотрев понятия освящения и благословения, приходим к выводу, что они исторически и практически имеют различия, и не являются взаимозаменяемыми. В современной церковной практике они часто дополняют друг друга, при этом все же не теряя своей смысловой разницы.
Ниже будут приведены наиболее распространенные примеры из приходской жизни, в которых будет наглядно показано различие освящения и благословения.
Благословение пищи
Особо стоит коснуться вопроса благословения пищи. Всякая ежедневная пища благословляется и священником, и мирянином одинаково – чтением положенной молитвы и осенением крестным знамением. Особым чином священником благословляется только пища на некоторые праздники.
Так, на Пасху благословляется праздничная трапеза – куличи, яйца, пасхи, выпечка, мясо и т.д. В произносимых молитвах священник просит Бога благословить пищу и удостоить вкушающих ее наслаждения Божественными дарами и благодеяниями. Стоит отметить интересную особенность, прописанную в церковном уставе – эту пищу для благословения в храм вносить не должно. В Триоди цветной (богослужебная книга на пасхальный период) сказано о благословении яиц: «Яица же и сыр принесенныя поставляются в притворе, в церковь же отнюд не подобает вносити». А о мясе: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Это уставное указание, повелевающее идти с мясом в дом к священнику, в данное время вряд ли может быть исполнено в полной мере. Во первых, священники, несущие свое служение в городах и крупных селах, как правило, не живут рядом с храмом, и даже могут приезжать из соседнего или удаленного населенного пункта. Во вторых, уже довольно прочно укрепилась практика благословения пасхальных яств (куличей, яиц, пасок и т.д.) в церковной ограде, которая не противоречит уставу, поскольку в храм пища не вносится.
На праздники Преображения Господня, Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа традиционно благословляются мед и плоды нового урожая – яблоки, виноград, орехи, мак и т.д. Традиция благословлять мед и плоды в эти праздники является проекцией аграрного календаря на календарь церковный, которая нашла свое отражение в богослужебных особенностях праздничных дней, выраженных в прочтении особых молитв. Интересно, что мед и виноград выделены сугубыми молитвами среди прочих не только в праздники, в Требнике[4] есть специальные чинопоследования на благословения пчел и их ульев, а также молитвы на насаждение виноградника и сбор винограда. При этом в праздник Преображения Господня устав указывает специальную молитву на благословение винограда, читаемую в этот день. Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет свои богослужебные особенности – устав предписывает совершать в этот день водосвятие, также традиционно совершается чин благословения нового меда. Благословение яблок и других плодов нового урожая совершается прочтением «Молитвы о приносящих начатки овощей» или «Молитвы над всяким плодом». Причем, традиции такого благословения сильно зависят от местности. Так, на юге, где яблоки поспевают намного раньше праздника Преображения Господня, плоды нового урожая могут благословлять уже на праздник апостолов Петра и Павла. Все совершаемые чины и молитвы содержат прошения о благословении людей, трудившихся над урожаем и принесших плоды своего труда в храм для благословения. Таким образом, благословение плодов и меда, согласно логике устава, актуально в первую очередь для сельских жителей, которые занимаются сельским хозяйством и пчеловодством.
Не вполне логичной видится традиция благословения нового урожая на праздники, поддерживаемая в городах. Горожане не выращивают виноград и яблоки, не собирают мед, а покупают их в магазинах и на рынках. В городах полностью утерян изначальный смысл принесения в храм плодов – не только для благословения, но и как жертвы части выращенного собственными руками урожая в благодарность Богу за него. Это еще в некоторой степени сохраняется в сельской местности, но и там уже многие люди просто приносят плоды в храм и после благословения уносят их домой.
Порой люди, проявляя излишнее и неразумное благочестие, пытаются особым образом утилизировать остатки благословленной священником пищи. Например, на Пасху не редкостью бывает вопрос «что делать со скорлупой освященных яиц?». Усугубляется ситуация тем, что сейчас в продаже предлагается множество различных наклеек на пасхальные яйца, на которых изображены иконы. И если в случае с простыми крашенными яйцами ответ очевиден – «скорлупу просто выкиньте, не надо ее ни сжигать, ни в реке топить», то решение вопроса как поступать с иконами-наклейками становится целой проблемой. Их как раз придется сжигать. Поэтому лучше не гоняться за подобной «красотой» и не делать из простых яиц, которые нужно съесть, яйца Фаберже. Любые же остатки благословленной пищи нужно утилизировать как обычные бытовые отходы.
«Освящение» верб
Интересно обстоит дело с так называемым освящением верб на праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербы настолько глубоко проникли в традицию, что даже сам праздник стали именовать Вербным воскресеньем. Хотя, на самом деле, никаких верб в Иерусалиме в тот момент, когда Господь Иисус Христос торжественно въезжал в него, сидя на ослике, и в помине не было. Они там просто не растут. Но растут пальмы и другие деревья, ветви которых люди срезали с деревьев и постилали на пути перед Спасителем. Некоторые люди постилали свои одежды. Это действие в древнем мире считалось великой честью для того, кого приветствуют таким образом. Как пишет свт. Феофилакт Болгарский, «постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей – проявление торжества». Так жители Иерусалима приветствовали и Христа, который накануне воскресил своего друга Лазаря, четверодневного мертвеца. Многие в тот момент почитали Его за великого пророка, возможно, даже не подозревая, что перед ними Спаситель мира.
Что же касается верб, то все очень просто – в России пальмы не растут, но растут вербы, которые как раз начинают давать красивые пушистые почки ко времени праздника. И люди, согласно древней церковной традиции приносят на праздник в храм веточки верб, подражая в этот день жителям Иерусалима, торжественно встречавших Спасителя. Это действие наполнено глубоким христианским смыслом и не имеет ничего общего с тем, что зачастую происходит в храмах – люди в течение всего дня несут в храм вербы, чтобы их им освятили, окропив святой водой. Многие люди и понятия не имеют, для чего, на самом деле, стоит приносить веточки верб в храм, им просто хочется унести домой нечто освященное. Удручающе выглядит зрелище – люди стоят в церковном дворе и ждут освящения верб, а в храме в этот момент совершается праздничное богослужение. К сожалению, так же происходит и с пасхальным благословением яиц и куличей и благословением плодов нового урожая.
Что же говорит церковный устав по поводу освящения верб? Стоит отметить, что в церковном календаре именуется Неделей Ваий, то есть, Пальмовым воскресеньем. Вайи – это орган папоротниковых и пальмовых растений, похожий на листья. То есть то, что обычно в обиходе именуется пальмовыми листьями и есть вайи. В церковном же обиходе вайями именуются пальмовые ветви, о которых уже было сказано выше. Во время богослужения же никакого освящения верб или даже пальмовых ветвей не происходит. Устав предписывает священнику, крестообразно покадив (окурив ладаном) предложенные пальмовые или иные ветви, произнести молитву, в которой нет ни единого слова об освящении или благословении верб, но смысл которой сводится к словам: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение в, первую очередь, людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих ветвей. Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику. Практика эта отражена в богослужебных книгах и без окропления святой водой сейчас благословение верб не обходится. Видимо, это действие и вносит восприятие благословения людей через читаемую священником молитву как некого освящения верб. Тем не менее, эта традиция окропления святой водой ни в коем случае не отменяет самой сути благословения людей, в подражании древним жителям Иерусалима пришедших приветствовать Христа ветвями деревьев.
Благословение жилых и нежилых помещений, а также средств передвижения
Часто священникам приходится слышать просьбы освятить дом, рабочее место или машину. Очевидно, что в полном смысле освятить (то есть отделить от прочих и посвятить Богу) нельзя ни помещение, ни машину. В молитвах, читаемых во время «Чина благословения нового дома», священник просит Бога благословить жилище и живущих в нём, просит сохранить домочадцев невредимыми от всякого зла и умножить всякое благо в их доме. На стены дома наносятся изображения крестов – символа всепобеждающей силы Божией. Также священник помазывает стены дома освященным елеем (маслом), произнося краткую молитву: «Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Действие это, так же, как и окропление святой водой, несет в себе определенный смысл – «прогнание всякой сопротивной силы и сатанинских наветов», чтобы «в бегство обратилось всякое лукавое и бесовское действо». Все эти молитвы и действия автоматически не превращают дом в крепость, неприступную для лукавых духов, и не несут в себе функцию создания некого оберега. К испрошенному у Бога благословению живущие в доме должны относиться с благоговением и не осквернять дом непристойными и недопустимыми для христианина занятиями. А такое порой происходит: люди увлекаются не совместимыми с христианством учениями – астрологией, магией, фэн-шуем, спиритизмом и т.д., приносят в дом различную атрибутику, литературу. Всё это, как магнит, притягивает злых духов и оскверняет не только дом, но и самого человека, являясь отступлением от Бога. В доме, и в жизни в целом, начинаются проблемы, которые могут закончиться весьма плачевно. Поэтому дом христианина, его душа и ум должны быть чисты от всякой бесовщины и оккультных учений.
Для благословения нежилых помещений (условно назовем их рабочими местами) используется специальный чин, утвержденный Священным Синодом Русской Православной Церкви. В молитвах данного чинопоследования священник призывает благословение на помещение, в котором люди трудятся, и просит Бога сохранить их от всякого зла. Также кропит помещение святой водой. Вновь обратим внимание на то, что окропление святой водой, даже вкупе с молитвами чина, вопреки расхожему мнению, не является освящением, т.е. посвящением Богу, а является лишь элементом чина благословения.
Очевидно, что не всякое нежилое помещение, даже если в нем работают люди, может быть благословлено. Например, не может призываться благодать Божия на питейные заведения, ночные клубы, абортарии и другие места, где деятельность людей неразрывно связана с грехом.
Что же касается благословения транспортных средств, то Церковь знает современные чины благословения колесницы, т.е. колесного средства передвижения, ладьи, т.е. корабля или лодки и самолета. Все они схожи и содержат в себе молитвы на благословение транспортного средства и путешествующих с его помощью и окропление святой водой. Также существуют специальные чины благословения в путешествия по суше, морю и воздуху.
Освящение крестов и икон
В случае с иконами и крестами все довольно просто и логично – они освящаются, т.е. в полной мере посвящаются Богу, будучи сакральными предметами. Причем почти все чинопоследования содержат формулировку «благословение и освящение», чем подчеркивается особая важность освящения данных предметов. Отличается от прочих лишь чин «Благословения креста для ношения на груди» – нательного крестика. Молитвы этого чина не содержат прошений на освящение крестика, в них испрашивается: «призри милостиво на это знамение Крестное, и ниспошли Божественное Твое благословение и благодать, и подай ему силу и крепость, чтобы всякий, кто в воспоминание спасительных Твоих страданий, и животворной Твоей смерти, и для сохранения и защиты души и тела на себе его будет носить, получил чрез него Небесное благословение и помощи удостоился. И как жезл Ааронов для отражения неверия противников и упразднения волшебных мечтаний Ты благословил, так и это знамение Крестное благослови, и Твоего заступления помощь против всех козней диавольских в него влей, чтобы всякому, на себе носящему его, оно защитою и сохранением спасительным от всякого зла души и тела, и ко умножению в нем духовных Твоих дарований и христианских добродетелей по благодати Твоей послужило». Таким образом, словами этой молитвы Церковь испрашивает благословение Божие, в первую очередь для человека, который хочет носить на груди крест, и крестом благословляет его.
Примечания
1 Православная Энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.21)
2 Примечательно, что Библия приводит и факт благословения народа Божия волхвом, Валаамом (Чис.23:16-21)
3 В данном случае под благословением подразумевается действие Божие, направленное на достижение особых целей Божественного Промысла.
4 Тре́бник – богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб – Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.
Комментировать