Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Освящение, освящать

Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. ⇒ скинии происходило через помазание миром (Исх. 30:26–28; Лев. 8:10) и принесение предписанных жертв (Исх. 40:29). О. жертвенника всесожжения длилось семь дней (Исх. 29:37), в течение следующих 12 дней делали свои приношения начальники каждого колена (Числ. 7:11.84). Подобным образом освящал храм Соломон (3Цар. 8:62–66; 2Пар. 7:9), так же происходило и О. второго храма (1Езд. 6:16). Из Втор. 20 известно об О. (в Синод. пер. – «обновление») вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неем. 12:27–43).

I. Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо ­­ «освящать» по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш ­­ «освящать», «святить». Вначале слово гагиадзо использовалось лишь в узком, обрядово-богослужебном значении (Исх. 29 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исх. 19:10.14; Нав. 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исх. 20:8; Втор. 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим присутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», – так обращается Господь к верующим в Него (Лев. 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом – по поручению Господа – ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и (Ам. 1:11–17; Ос. 6:6; ср. 1Цар. 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (Евр. 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло «сделать в совести совершенным приносящего» дары и жертвы (Евр. 9:9), поскольку еще не был открыт «путь во святилище» (Евр. 9:8).

II. Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (Евр. 9:11–14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (Ин. 17:19). Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом (1Кор. 1:30). Понятие «освящение» имеет в НЗ два значения:

1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через ⇒ прощение грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1Кор. 6:11; Еф. 4:24; Еф. 5:25). В результате верующий рождается заново (Ин. 3:1–16; 1Петр. 1:3–5) через освящение от Духа (Рим. 1:4; Рим. 15:16; 1Петр. 1:2);

2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2Кор. 5:14–17), и мир не может далее располагать им (Гал. 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он «освящен Господу» и не вправе забывать об этом (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2; Еф. 1:4; Кол. 3:12; Откр. 20:6). «Освященные во Христе» должны представить свои «тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: «Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (Рим. 12:1–21; Рим. 13:1–14; 1Кор. 16:13; 2Кор. 13:5; Гал. 5:1; Гал. 6:1). Многочисл. высказывания о «святости во Христе» дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (Рим. 6:19; 1Ин. 2:15–17 и др.). «Время странствования», т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1Петр. 1:15–17; 2Кор. 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в Флп. 2⇒ Борьба, бороться.

III. Согласно НЗ для «возрастания в святости» необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых (⇒ Исповедание, исповедовать (III) ⇒ Увещевание), но прежде всего – Слово Божье (Деян. 2:42).

IV. Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (Рим. 8:17.28; 1Кор. 15:35; Флп. 3:21; 1Ин. 3:2), достижение совершенства в Нем (Кол. 1:28; Кол. 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (Мф. 5:48). Облечение «в нового человека» (Еф. 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес. 5:16; 1Кор. 14:20; Флп. 3:15; 1Петр. 2:9; Евр. 5:14). ⇒ Левиты ⇒ Священник ⇒ Жертва (V,2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle