Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Осел

Осел [евр. хамор, ослица – атон; греч. онос]:

1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт. 12:16; Быт. 22:3) и Иаков (Быт. 30:43). На О. ездили верхом (Исх. 4:20; Нав. 15:18; 1Цар. 25:20), их использовали как вьючных (Быт. 42:26; 1Цар. 25:18; ср. Быт. 49:14) и упряжных животных (Втор. 22:10; Ис. 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар. 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд. 5:10; Суд. 10:4; Суд. 12:14; ср. Быт. 49:11; Зах. 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар. 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность;

2) О. – нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар. 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (⇒ Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев. 27:27; Числ. 18:15), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало «сломать шею» (так в МТ – Исх. 13:13; Исх. 34:20; см. также Втор. 21:4.6; Ис. 66:3);

3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (⇒ Ваал-Вериф);

4) Иисус вступил в Иерусалим, «сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах. 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, – образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк. 24:21; Деян. 1:6);

5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.: а) евр. слово пэрэ, переданное в Синод. пер. как «дикий осел» (Иов. 24:5; Пс. 103:11; Ис. 32:14; Иер. 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи которого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии; б) евр. слово арод встречается лишь в Иов. 39:5 (Синод. пер. – «онагр») и в Дан. 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle