Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Увещевание (призыв), увещевать (призывать)

Словом «увещевать» в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, который переводится как «призывать», «просить», «утешать», «ободрять» (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ «спасение души»). В НЗ это слово употребляется в след. значениях:

1) «призывать к.-л. (приглашать)», «обращаться к к.-л.», «просить к.-л.» Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев (Деян. 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме (Деян. 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности (Деян. 19:31). Люди просят Иисуса исцелить больных (Мк. 6:56; Мк. 7:32; Мк. 8:22);

2) «призывать к ч.-л.», «предостерегать от ч.-л.», «(дружески) наставлять к.-л.» (2Кор. 5:20; Флп. 4:2; 1Тим. 5:1). В Деян. 15 и Еф. 4 содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения (ср. 1Фес. 2:11; 1Фес. 5 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу (Рим. 12:1), призывают к молитве (Рим. 15:30), бдительности (Рим. 16:17), целомудрию (Тит. 2:6). Учение и У. (1Тим. 6:2) – два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения – давать людям знание и веру, то задача У. – воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они преобразовывали свою жизнь. У. – основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом «наставление» (Деян. 20 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. выше).

Наставление имеет своей целью научить людей жить в соотв. с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать (2Тим. 4:2; Тит. 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса (Мф. 18:15; см. также Гал. 6:1). Подобное У. являлось преимущественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами (Рим. 12:1; 1Фес. 4:10; 1Фес. 5:14; 1Петр. 2:11); позднее оно было поручено их ученикам (1Тим. 4:13; 1Тим. 6:2; 2Тим. 4:2; Тит. 1:9; Тит. 2:6.15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом (1Фес. 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак;

3) «ободрять», «утешать», «вселять мужество» (Мф. 5:4; Деян. 20:12; 2Кор. 7:6; 1Фес. 3:2; 1Фес. 4 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку – немощному и малодушному (2Кор. 1:4);

4) в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос («утешитель», «опора»), выступающее как именование Св. ⇒ Духа в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна (Ин. 14:16.26; Ин. 15:26; Ин. 16:7; в 1Ин. 2это слово употреблено в значении «ходатай»).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle