Дух, Святой Дух
I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»
Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) в основном значении – «ветер» – это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет...» (Ин.3:8 – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; ср. Евр. 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
2) неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр...» (Мф. 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк. 8:55). Д. ап. Павла «возмутился» при виде Афин – «города, полного идолов» (Деян. 17:16). Божий Д. «свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16). Нам следует сохранять свой Д. без порока (1Фес. 5:23) и т.д.;
3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1Петр. 3:19);
4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф. 8:16; Деян. 19:12) называют обычно «нечистыми» Д. (Мф. 10:1; Деян. 5 и др.), прорицательными Д. (Деян. 16:16), а также «духом немощи» (Лк. 13:11), Д. усыпления (Рим. 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказат. значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».
II. СВЯТОЙ ДУХ
А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. – это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов. 27:3; Иов. 33:4; Пс 103 и след.). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез. 37:1–14) и двух свидетелей Божьих (Откр. 11:11). Он подобен «слову» (логос), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено (Ин 1 и след.). Это творящее Слово – Сам Христос (1Кор. 15:45; ⇒ Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» (2Кор. 3:17). ⇒ Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. – это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов. 32:8). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем. 9:20). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Агг. 2:5). Человеку следует довериться этому Д. (Пс. 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах. 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31 и след.), судей (Суд. 3:10; Суд. 6 и др.), пророков (Ис. 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар. 10:6.10; 1Цар 16 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар. 19:20.23); 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Числ. 11:17). На Елисее «опочил» Д. Илии (4Цар. 2:15). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11 и след.; Ис. 42:1). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф. 3:16). Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян. 10:38). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7– пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).
В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ
1) в Своих прощальных речах (Ин. 13:31 – 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин. 14:16.26; Ин. 15:26; Ин. 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин. 14:17). Мир не принимает Св. Д. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6:3; ср. Ис. 63:10). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Св. Д. ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше» (Лк. 24:49; Деян. 1:4);
2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян. 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян. 2:37–47; Деян. 4– Деян. 5:11);
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д.: а) вселяясь через Св. Д. в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем (Ин. 16:14). Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20). Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутр. миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин. 16:13). Св. Д. – это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса (Ин. 14:26). Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасит. подвиге (Ин. 15:26). Верующий человек познает через Св. Д. совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин. 3:3.5). Отныне он – «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!» (2Кор. 5:17). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на которых Св. Д. снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе. Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Св. Д. с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возлож. на них миссии. В первых христ. общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1Кор. 12:1 и 1Кор. 14 (⇒ Дар, II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор. 12:8–10). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии (1Кор. 12:11; Еф. 4:7). Все множество даров дается одним Св. Д. (1Кор. 12:4). И когда в Откр. 1:4; Откр. 3:1; Откр. 5 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (⇒ Число, II,7) Д. во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу» (Рим. 8:4). Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Ведомые Д. не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. свободой (2Кор. 3:17; Гал. 5:18). Св. Д. желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр. 3:6.13.22), обличает его тайные прегрешения (Деян. 5:1–11; 1Кор 14 и след.), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Плоды Д. – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22.23; ср. Еф. 5:9). Величайший плод среди них – любовь (1Кор. 13). Христианин, «запечатленный» Св. Д. (⇒ Печать, II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. искупления (Рим. 15:13; 2Кор 1 и след.; Еф 1 и след.);
4) Св. Д. является даром Божьим, который дается только по Его милости (Деян. 8:17–20). Необходимые условия для получения дара Св. Д. – это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян. 2:38). Упомянутое здесь крещение («...и да крестится каждый из вас...») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф. 5:18) и не «угашать духа» (1Фес. 5:19). Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). ⇒ Хула (III,4); ⇒ Священное Писание (IV).