Печать
I 1) еще в III тысячел. до Р.Х. П. были широко распространены во всем Средиземноморье, в т.ч. на Ближнем Востоке. Так, раскопки в Палестине обнаружили много П., но большей частью они были завезены туда из Месопотамии или из Египта;
2) П. вырезали из камня, часто полудраг. (ср. Исх. 39:6). Резчики гравировали на П. орнаменты, символические изображения, зарисовки разных сцен или письменные знаки. Были найдены и такие П., на которых помимо рисунка присутствует имя владельца и какая-либо надпись: изречение или пожелание. П. оставляла выпуклый отпечаток на мягкой поверхности (влажной глине) (Иов. 38:14);
3) среди П. различаются такие, которые для получения отпечатка прокатывали по специально подготовленной поверхности, а также П., которыми пользовались как штампом. П. для прокатывания представляет собой каменный валик цилиндрической формы дл. от 2 до 8 см, просверленный по длине. При прокатывании он оставлял четырехугольное изображение, которое можно было дублировать несколько раз. Штемпельную П. вырезали на камне кубической или овальной формы. Штемпельная П. обычно была меньше цилиндрической. В Египте она часто изготавливалась в форме скарабея, считавшегося священным.
4) П. имела юридич. силу и применялась в качестве подписи (3Цар. 21:8); ею запечатывали также док-ты (Ис. 8:16; Ис. 29:11). Оттиск П. на ручках кувшина указывал на содержимое кувшина, предназначенное в виде натуральной подати царю или святилищу, что также отмечалось в надписи на П. П., прокатанная по еще влажной глине при закупоривании горшка, указывала на его владельца. Тот, кто мог продемонстрировать П., совпадающую с отпечатком на предмете, считался владельцем данного предмета;
5) наряду с именем владельца на П. часто упоминается имя его отца, а также титул. Поэтому можно установить принадлежность П. царям, советникам, священникам и частным лицам. В Месопотамии была обнаружена цилиндрическая П. врача (ок. 2000 г. до Р.Х.), с помощью которой он, вероятно, изготавливал свои «визитные карточки» на глине. В Палестине сохранились и некоторые П., принадлежавшие женщинам; они относятся к перс. периоду (ок. 500 г. до Р.Х.), когда женщина могла выступать в роли гражданского лица;
6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке (Быт. 38:18), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень (Иер. 22:24; Песн. 8:6).
II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т (3Цар. 21:8; Неем. 10:1; Иер. 32:10), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность (Дан. 6:17; Мф. 27:66);
2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле:
а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов (1Кор. 9:2), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру (Рим. 4:11). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог (Ин. 3:33). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6:27); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению (Иов. 9:7). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей (Дан. 12:4; Откр. 10:4; Откр. 22:10; ср. Ис. 8:16). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий (Откр. 5); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» (Откр. 7:2–8; ср. Иез. 9:4), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр. 3:10; Откр. 9:4);
3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» (2Кор. 1:21; Еф. 1:13; Еф. 4:30). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа (1Петр. 1:18), оправдан принятием этой жертвы через веру (Рим. 3:23–26), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа (Рим. 8:16). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил (1Фес. 5:23; 1Петр. 1:5; Иуд. 1:24). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синод. пер. – «образом ипостаси») Божьей сущности (Евр. 1:3), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого – Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего (Рим. 8:29; 1Кор. 15:49; 2Кор. 3:18);
4) ап. Павел говорит о П. «на твердом основании Божием», на котором поставлен верующий (2Тим. 2:19; ср. 1Кор. 3:11). Это сказано в связи с лжеучениями, которые уводят от Божьей истины (2Тим. 2:16–18). Стоящая на этой П. надпись «познал Господь Своих» означает, что Иисус не признает никого из тех, кто лишь произносит Его имя, не исполняя Божьей воли (Мф. 7:23). В то же время Иисус не отречется от того, кто истинно исповедует Его перед людьми (Мф. 10:32). Об этом свидетельствует вторая надпись на «П.», требующая от верующих отречения от всего безбожного и богопротивного в жизни и в учении: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19).