Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Число

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

1) с помощью Ч. ведется счет однородных единиц (людей, животных, предметов, временных отрезков, массы и т.д.); кроме того, с их помощью обозначают порядок внутри определ. количества этих единиц;

2) ряд последоват. увеличивающихся Ч. подразделяется на группы Ч., что служит упрощению счета. Особое распространение получили две системы счисления: десятичная, которая основана на числе 10, т.е. на количестве пальцев на двух руках человека; и двенадцатиричная система, построенная на числе 12 и благодаря многокр. делимости своих основных единиц имеющая некоторые практич. преимущества. В то время как Ч. 5 как половина Ч. 10 является простым Ч., то 6 как половина 12 представляет собой самую малую величину, делимую на два Ч. – 3 и 2; 50 делится на 2, 5, 10 и 25, а 60 – на 2, 3, 4, 5, 10, 12, 15, 20, 30; 2) в Библии находит применение и двенадцатиричная система счисления (см. ниже, II,12), но преобладает все же десятичная. В своей просьбе о помиловании жителей Содома Авраам начинает с 50 человек, потом дважды снижает это Ч. на 5, потом трижды на 10 и заканчивает десятью (Быт. 18:24–32). В другом месте мы обнаруживаем ряд в 1, 2, 5, 10, 20, 30 дней (Числ. 11:19–30). Круглые числа, соотношения чисел и умножение, как правило, передаются в десятичной системе: 1 тыс. и тысячи (Исх. 20:6; Исх. 34:7); 10 тыс. (Суд. 1:4; Суд. 3:29; Суд. 4:6; Суд. 7:3); 5 и 100, 100 и 10 тыс. (Лев. 26:8); «тысячи и десятки тысяч» (1Цар. 18:7); по 10 из 100, по 100 из 1 тыс., по 1 тыс. из 10 тыс. (Суд. 20:10; ср. Числ. 31:4; Ам. 5:3); «тысячи тысяч» (Быт. 24:60). Деление народа Израиля на группы из 1 тыс., 100, 50 и 10 человек происходило по тому же принципу (Исх. 18:21; Втор. 1:15);

4) Ч., если их не писали прописью, на письме обозначались буквами или значками. Евреи для обозначения Ч. пользовались буквами алфавита, причем здесь применялась десятичная система. Первые девять букв означали единицы, след. девять – десятки, а последние четыре – сотни от 100 до 400. Все остальные Ч. обозначали на письме комбинацией соотв. букв. Кроме того, существовали и особые значки для обозначения Ч., напр., при указании веса (подобные тем, которые присутствуют на арам. и финик. монетах и в надписях). И здесь в основу также была положена десятичная система;

5) из практики употребления букв для обозначения Ч. возникала возможность расставить буквы в порядке возрастания их числового значения (⇒ Алфавит ⇒ Нерон);

6) в книгах премудрости используется особый лит. прием, когда в изречениях упоминаются Ч. В Притч. 30:24–28; Сир. 25:1–29 перечисляется определ. количество однородных преметов. В Книге пр. Амоса используется прием повторения Ч. 3 и 4 (Ам. 1:3.6.9.13; Ам. 2:1.4.6), что усиливает впечатление от сказанного. В Екк. 4:12; Ис. 17Ч. 1, 2, 3 и 2, 3, 4, 5 приведены в порядке нарастания. Все это создает особый ритм в библ. стихах.

II. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Кроме чисто функцион., Ч. в Библии нередко имеют еще и СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Причем у одних Ч. оно выражено определенно, у других – не столь ясно, а некоторые Ч. вообще не имеют подобных взаимосвязей. Т.о., Библия, в отличие от совр. ей или более поздних системных воззрений на Ч., в этом отношении не содержит законч. системы; некоторые Ч. относятся как к Богу, так и к богопротивным силам (напр., числа 2, 6, 7, 10). Поэтому возможное или определ. символич. значение к.-л. Ч. никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществать (ср., напр., часто упоминаемые временные отрезки в 40 дней в Исх. 24:18; Мф. 4:2; Деян. 1:3). След. примеры призваны раскрыть важнейшие смысловые связи Ч.:

1) ОДИН: Бог един (Втор. 6:4; Мф. 19:17; Мф. 23:8; Гал. 3:20; Иак. 2:19), Его сущность – единство. Грехи и Божий суд над ними разрушили первонач. единство сотвор. мира (Быт. 11:1.6–9). Отныне посреднику между Богом и людьми Иисусу Христу (1Тим. 2:5; ср. Мф. 23:8.10), Который един со Своим Отцом (Ин. 10:30), надлежит восстановить утрач. единство и общение людей с Богом (Ин. 17:11.21–23; 1Кор. 8:6). Он сотворил из иудеев и язычников новый народ Божий (Еф. 2:14–16), в котором надлежит сохранять единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, призв. к одной надежде, одному Господу, одной вере, одному крещению, одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (Еф. 4:3–6);

2) ДВА – минимальное Ч., при котором возможно общение. Объединение двух людей в браке или дружбе означает преодоление одиночества и беспомощности (Быт. 2:20–24; Мф. 19:4–6; Екк. 4:8–12). Истинность любого показания должны подтвердить два свидетеля (Втор. 17:6; Ин. 8:17; ср. Откр. 11:3). Своих учеников Иисус посылает в мир по двое (Мф. 21:1; Мк. 14:13; Лк. 10:1; ср. Мф. 18:19–20). Никто не может одноврем. служить двум господам (Мф. 6:24). Образ двух путей (Мф. 7:13–14), как и пример двух людей (Лк. 18:9–14; ср. Лк. 17:34–36), показывает, что для Бога важно последнее решение, ведущее к жизни или к смерти, к спасению или к проклятию;

3) с Богом тесно связано Ч. ТРИ. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Мф. 28:19; ⇒ Бог, IV); о Христе свидетельствуют дух, вода и кровь (1Ин. 5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: «свят, свят, свят» (Ис. 6:3; ср. Откр. 4:8). Трое мужей явились Аврааму (Быт. 18:2); Аароново благословение состояло из трех частей (Числ. 6:24–26); передний двор, Святое и Святое Святых составляли святилище, жилище Бога, обитающего среди Своего народа (Исх. 26:33; Исх. 27:9; ср. ⇒ Скиния). Три дня отделяют воскресение Иисуса от Его смерти (Мф. 12:40; Ин. 2:19). кроме того, дьявол троекратно искушал Иисуса (Мф. 4:1–11); описание богопротивного зверя в Откр. 13также связано с Ч. три: барс, медведь и лев, а также сила, престол и власть (ст. 2);

4) Ч. ЧЕТЫРЕ знаменует собой целостность сотвор. мира, когда говорится о четырех концах (краях) (Ис. 11:12; Иез. 7:2) или углах земли (Откр. 7:1; Откр. 20:7), а также о четырех ветрах (Дан. 11:4; Зах. 2:10; Мф. 24:31; Мк. 13:27). Река, выходившая из Эдема, также разделялась на четыре реки (Быт. 2:10). кроме того, четыре живых существа присутствуют у престола Божьего (Иез. 1:5–18; ср. Откр. 4:5–8). Господь говорит о четырех казнях, которые Он хочет послать на Свой непокорный народ (Иер. 15:3; ср. ст. 2; Иез. 14:21);

5) Ч. ПЯТЬ не обнаруживает в Библии заметных символических связей;

6) Ч. ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеч. труда (Исх. 20:9; Исх. 23:10; ср. Исх. 21:2). Дни находятся между посвящ. Богу субботами, а годы – между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Быт. 1:31; Исх. 20:11). Однако у исполина, который имеет по шесть пальцев на каждой руке и каждой ноге (2Цар. 21:20), очевидно, проступает нарушение установл. Богом порядка; в Откр. 13число 666 есть число зверя, воплощение богопротивных сил мира; ср. ⇒ Нерон;

7) Ч. СЕМЬ выражает заверш. целое в его совершенстве, чаще всего в соотв. с Божьей волей, как, напр., сотворение мира (Быт. 2:2–3). Седьмой день, суббота (Исх. 20:10), и седьмой, субботний, год (Исх. 23:11) разделяют и упорядочивают время, труд и богослужение человека. Семикратны возмездие (Быт. 4:15; Пс. 78:12; Притч. 6:31) и прощение (Лк. 17:4), восстанавливающие наруш. порядок; семь раз священник должен производить искупит. ⇒ окропление (Лев. 4:6; Лев. 8:11; Лев. 14:7.16.51; Лев. 16:14). Иногда жертва состояла из семи одинаковых животных (Числ. 28:11.19; 1Пар. 15:26; 2Пар. 29:21; Иез. 45:23). У моавитян жертвы возносили одноврем. на семи жертвенниках (Числ. 23:1–12.29–30). Семь потомков Саула должны были умереть за его кровавое преступление (2Цар. 21:6.9). Неумеренности человека, который хочет отмщения «в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4:24), противостоит безграничное прощение Божье (до 77 раз; Мф. 18:22). Так Ч. СЕМЬ становится Ч. святым, Ч. Божьим. В НЗ это особо очевидно следует из ⇒ Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Откр. 1:4); семь звезд, светильников и церквей (Откр. 1:20); семь посланий (Откр. 2, Откр. 3); семь печатей (Откр. 5:1); семь рогов и очей Агнца (Откр. 5:6); семь труб и чаш гнева (Откр. 8:2; Откр. 15:6–8); семь громов (Откр. 10:3–7). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5). Но и зло изображается семикратным: семь нечистых духов (Мф. 12:45); семь голов и семь диадем дракона (Откр. 12:3); семь голов зверей (Откр. 13:1; Откр. 17:3.7);

8) Ч. ВОСЕМЬ появляется в Библии несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа (Быт. 6:18; 1Петр. 3:20; 2Петр. 2:5), и от них происходит новое человечество (Быт. 10:1–5). На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, которое делало дитя членом народа Божьего (Быт. 21:4; Лев. 12:3; Лк. 2:21). Восьмой сын Иессея стал богоизбр. царем Израиля (1Цар. 16:10–13), из его рода произошел Мессия (2Цар. 7:12–17);

9) в противоположность язычеству, где Ч. ДЕВЯТЬ играет большую роль, в Библии оно нигде не употребляется в символич. значении;

10) Ч. ДЕСЯТЬ – основа десятичной системы счисления, употребляемой у израильтян; вместе с кратными ему числами оно часто встречается в текстах, содержащих сведения о скинии, напр. о ее размерах и других данных (Исх. 26:1.16.18–30; Исх. 27:9–12), а также о храме (3Цар. 6:3.16–38.20.23–26; 3Цар. 7:23–26.43.49). Временной отрезок в десять дней – это треть месяца, он часто упоминается как точный или приблизит. срок (Числ. 11:10–15; 1Цар. 25:38; Неем. 5:18; Иер. 42:7; Дан. 1:12; Откр. 2:10). В десятый день первого месяца выбирали пасх. агнца (Исх. 12:3), а в десятый день седьмого месяца праздновали День очищения (Лев. 16:29). После того как Господь десятью ⇒ казнями егип. освободил Свой народ из рабства (Исх 7–12), Он облек Свои требования и Свою волю по отношению к народу Израиля в ⇒ Десять заповедей (Исх. 20:1–17; Исх. 34:28) и установил ⇒ десятину (Лев. 27:30). Но Ч. может быть связано и с богопротивными силами: в видениях Даниила и в Откровении различные звери и дракон имеют по десять рогов, символизирующих их власть, иногда они истолковываются как десять царей (Дан. 7:7.24; Откр. 12:3; Откр. 13:1; Откр. 17:3.7.12.16);

11) кратные десяти Ч. появляются в особом значении:

а) ТРИДЦАТЬ лет было Иосифу, когда он предстал перед фараоном (Быт. 41:46), в том же возрасте левиты начинали служить при скинии (Числ. 4:3), а Давид стал царем над всем Израилем (2Цар. 5:4). Прим. в том же возрасте Иисус начал Свое общественное служение (Лк. 3:23). Тридцать дней народ Израиля скорбел по Аарону (Числ. 20:29) и по Моисею (Втор. 34:8). Тридцать сребреников согл. Зах. 11:12–14 составляли плату пастуха и явились также платой за предат-во Иуды (Мф. 26:15; Мф. 27:3.5);

б) Ч. СОРОК часто встречается при указаниях на временные отрезки. Сорок лет – это тот срок, за который вымирает старшее поколение и вырастает новое; в этом значении повторяющиеся данные в Книге Судей следует понимать как округл. Ч. (Суд. 3:11; Суд. 5:31; Суд. 8:28; в Суд. 3этот срок удвоен). Не следует, однако, воспринимать как округл. Ч. сорок лет ⇒ перехода через пустыню (Числ. 32:13; Втор. 2:7; Втор. 8:2.4; Нав. 5:6; по поводу его хронологии) и время царствования Давида (2Цар. 5:4; ср. ст. 5), Соломона (3Цар. 11:42) и Иоаса (4Цар. 12:2). Срок в сорок дней неоднокр. упоминается в рассказе о потопе (Быт. 7:4.12.17; Быт. 8:6), Моисей дважды по сорок дней оставался на горе Синай (Исх. 24:18; Исх. 34:28), израильтяне сорок дней разведывали землю Ханаанскую (Числ. 13:25; Числ. 14:33–38), а Илия сорок дней шел до горы Хорив (3Цар. 19:8). Иисус сорок дней постился в пустыне (Мф. 4:2; Мк. 1:13; Лк. 4:2), прежде чем приступить к Своему обществ. служению, и в течение сорока дней являлся ученикам после Своего воскресения (Деян. 1:3). В проповеди Ионы в Ниневии сорок дней были определены как срок для покаяния (Ион. 3:4). Большая часть упомянутых примеров связана с подготовкой к чему-либо и с различными испытаниями;

в) Ч. СЕМЬДЕСЯТ (­ 7 х 10) – это также Ч. полноты, завершения. Семьдесят старейшин представляли народ Израиля пред Господом (Исх. 24:1.9–11), такое же Ч. их было выделено для того, чтобы помочь Моисею нести груз управления народом (Числ. 11:16–30). Семьдесят учеников Иисус послал в те города и места, куда хотел прийти Сам (Лк. 10:1). Это указывает и на то, что Его Весть была предназначена всему человечеству. Семьдесят лет просуществовала Нововавилонская империя (Иер. 25:11–14; Иер. 29:10), покорившая Израиль; так же долго должно было продлиться время суда над Тиром (Ис. 23:15.17). Срок в семьдесят седьмин был установлен для совершения важного цикла событий Свящ. истории (Дан. 9:24–27);

г) ТЫСЯЧА (­ 10 х 10 х 10) знаменует собой ⇒ тысячелетнее Царство Божие, которое Иисус установит на земле (Откр. 20:1–6);

12) Ч. ДВЕНАДЦАТЬ, число месяцев в году (см. 1Пар. 27:1) и часов в дне (Ин. 11:9), особым образом является полным Ч. народа Божьего. Двенадцать сыновей Иакова стали прародителями двенадцати Израильских ⇒ колен (Исх. 24:4; Исх. 28:9–43; Нав. 4:8–14; 3Цар. 18:31; Мф. 19:28; Иак. 1:1; ср. Лев. 24:5–9; Суд. 19:29; возм. также 3Цар. 7:25; 3Цар. 10:20); им соответствуют в НЗ двенадцать ⇒ апостолов (Мф. 10:1–4; Деян. 1:13–26). Двадцать четыре – это Ч. отделений священников (1Пар. 24) и левит. певцов (1Пар. 25), сорок восемь – Ч. городов левитов и священников (Числ. 35:7; Нав. 21:42). Особенно часто Ч. двенадцать с производными от него Ч. упоминается в Откровении. Двенадцать звезд в венце женщины, символизирующей Церковь (Откр. 12:1); Ч. 12, 12 тыс. и 144 тыс. представлены в описании нового Иерусалима (Откр. 21:12–21); 12 х 12 тыс. ­­ 144 тыс. – это Ч. запечатл. из Израильских колен (Откр. 7:4–8; ср. Откр. 14:1); 24 старца поклоняются Господу перед престолом Божьим (Откр. 4:4.10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle